Одноканальное видео и фотоперформанс
2003
Несколько слов о видео, фото, стульях и гендерных треволнениях
Проект состоит из черно-белых фотографий (всего 31 позиция) и одноканального видео.
Стилистика этой работы оказалась близкой нашим акциям середины 80-х: разобравшись с «национальным достоянием»- конструктивизмом (Черный куб, Белый Куб, Посвящение Праге), мы обратились непосредственно к проблематике телесности, что, разумеется, было тематизацией традиции body art русский двадцатых и европейских и американских 60-х. В числе прочих бодиартистических акций: Рождение Евы, Окно-1, Окно-2, «…and so on» (Мини-балет), «Ветер с Востока», «16 самоотождествлений» и др. Более подробные и концептуализирующие эти проблемы тексты есть в нашей книге « ТОТАРТ: Русская Рулетка» и в статье «Гендерный аспект Тотарта».
Проблема интерпретации, равно как и борьба с интерпретацией путем самого акционизма- прямого действия - это отчасти и гендерная проблема. Какие бы интеллектуальные усилия ни вкладывались в попытки интерпретации, они не способны передать всей атмосферы энергетики и чувственности артистического жеста. И мы попытались разрешить эти проблемы, создав некий интерактивный «пластический нарратив», в котором фотографу (мужчине, работающему со статичным изображением) и видео-оператору (женщине, работающей с движущейся картинкой) было предоставлено право по своему усмотрению выбирать позиции художников и фиксировать ситуацию, то есть на свой лад включиться в акцию, и, учитывая «пассивное» состояние художников, выстраивающих из своих тел живые скульптуры, стать активными участниками события, вовлеченными тем самым в процесс гендерного самоотождествления. Более того, им было предоставлено право снимать только то и только тогда, когда они сами сочтут это нужным - иными словами создать собственный нарратив, выбрав момент, когда на съемочной площадке в России звучит: «Мотор!», по-английски - «Action!». Словом, включиться в действие.
В этой разыгрываемой весной 2003 года модели в центре «съемочной площадки» стоял венский стул с прозрачным сиденьем (на этот раз в отличие от наших прочих стульев - «найденных объектов»: беллетризированного стула в «Flower Wake», и социализированного «Стул не для Вас, стул для Всех», у этого предмета был явно асоциальный и даже прямо-таки онейрический вид). Наши предельно незамысловатые и простые в своей утрированной пародийности «перевертыши» (мужчина в страдательно-утробной позе и женщина во властной позе или позе роженицы, вглядываются друг в друга - женщина склоняет лицо к мужчине, а мужчина старается поднять лицо навстречу женщине, - образуя некую идентификационную модель, направленную на вычитывание незнакомого в другом.) Можно сказать, что субъект нашей акции это то, что мы назвали в интервью с А. Ковалевым в «Динамических парах» (2000) «делегированным телом» или «структурным субъектом», который на время акции действует вместо нас. Этот субъект (отзвук схоластики, характерной для всего концептуализма и не только московского) всегда «пуст». Перформативный возглас-заклятие: «Action!» и наше пристальное вглядывание друг в друга служат пусковыми механизмами для «подглядывания» фотографа за нами и «охотой» видео-оператора за подглядывающим фотографом. Так на фоне снежного пейзажа происходит «разрушение поэтики» и возникает возможность прочтения Себя как Другого Отличного от Того же.
В разыгрываемой модели есть две стороны «объективная» и «субъективная». В этой связи даже можно привести высказывание К.Маркса о различии двух видов классовой принадлежности. Суть заключается в том, что представители одного класса не осознают, что они являются классом, представители же другого, в отличие от первых, обладают классовым сознанием. Похожим образом обстоит дело, касательно гендерных идентификаций. В патриархатном обществе гендерное неравенство существует объективно. Но лишь тогда, когда женщины и мужчины осознают это субъективно, они становятся способными к преодолению этого неравенства, к совместным целенаправленным действиям, проявлению интереса и симпатии друг к другу вместо пресловутой борьбы полов. По нашему мнению в этой субъективности заключается шанс даже к преодолению более экстремальных конфликтов (войны,терроризм).
Однако же не без «гендерных потерь». Женщина и пол устраняется и подменяется мужчиной и дружбой. И все мы, конечно, одна команда, и мы «тащимся» от общего дела и все проблемы и trembles (в том числе и гендерные) мы вот-вот преодолеем, а если они нас и беспокоят, то лишь чуть-чуть…
Впрочем, фиксирующий взгляд хитер и коварен; ему не стряхнуть с себя отягчающего «бремени белого человека» - культуры и в этой живой скульптуре он увидит «все с точностью до наоборот»: это мужская фантазия о поглощающей и поглощаемой Матери или женская фантазия Рождения, а, может, некая культурная рационализация обоих фантазмов – колобок вечного возвращения (?) или (более прогрессивная ?) - Пиета-после-оскопления и т.д...
2002 г. Киев. Семинар по иудаике. Интерпретация классических библейских текстов. Акция.
2003 г. Санкт-Петербург. Музей нон-конформистского искусства. Пушкинская 10. Видео-инсталляция «Action!»
2003 г. Ереван. Международный проект «Город Женщин». Видеоинсталляция «Action!»
Фотограф: Владимир Сумовский
Видео: Марина Перчихина
Конечное одноканальное видео: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов
Акции, перформансы, инсталляцииМОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ |