БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

АптАрт. Групповое фото Андрей Монастырский Свен Гундлах Владимир Сорокин Михаил Рошаль Генрих Сапгир Вадим Захаров Наталья Абалакова Аанатолий Жигалов

АПТАРТ. Групповая выставка на квартире Никиты Алексеева. Москва.

Работы Н.Абалаковой и А. Жигалова - «Тотальное художественное действие»

 

Кипарис. Объект. Керамическая труба, кипарис, гипс. Конечный продукт перформанса «Погребение Цветка». 1980.

Белый Куб. Объект. Шар из бинтов. Конечный продукт перформанса «Белый куб». 1980.

Пепел Черного Куба. Объект. Целофановый пакет, пепел. Конечный продукт перформанса «Черный куб». 1980.

Наш муравейник. Фототабло. 1982. Работы из «Комендантской серии». 1982.

Черный квадрат. Объект. Целофановый пакет, набитый черной копировальной бумагой. 1982.

АптАрт. Стул не для вас - стул для всех. ТОТАРТ

Стул не для Вас - стул для всех. Стул, табличка. 1982.

Н. Абалакова. 9 коллажей из серии Summa archaeologiae.1980-1982.

Черная дыра, коллаж, Наталья Абалакова

Н. Абалакова. "Черная дыра". Коллаж. 1981

«Искусство принадлежит» АптАРт. ТОТАРТ

Книга-объект. 30 листов на 15 двухсторонних холстах на подрамнике 125х86. 1981-1982. «Искусство принадлежит». Лозунг на красной ткани (найденный объект). Искусство принадлежит. Табло. Холст, масло. 150х150.

“АНАЛИЗ-ДЕЙСТВИЕ”

Выставка АПТAРT, октябрь-ноябрь 1982. Москва.

Это событие - не выставка, тем более не квартирная выставка. Это квартира художника, где собрались его друзья-художники для совместной работы. И собравшиеся ни в коем случае не единая группа. Слишком это разные индивидуальности. Это скорее движение, направление. Единственное, что всех объединяет - некая общая тенденция. Эта тенденция отличает их от авангардных русских художников 70-х гг., остающихся все же в рамках традиционного искусства. Собравшиеся здесь художники ломают границы между общепринятым понятием художественной cреды и реальной жизнью, между художником и зрителем. Они совершенно по-другому подходят к самому “продукту” художественного творчества. Работая на гипотетической границе, разделяющей искусство и жизнь, они исследуют проблему этой “границы”, анализируя самое существо феномена искусства. Их интересует механизм искусства, его структура, его функционирование в жизни и социуме, его коммуникативность, идеологичность, ангажированность, отчуждаемость, его социальные аспекты и проч. Вопрос обращен к самому художнику. Развенчивается миф о художнике-демиурге, непонятом гении-одиночке. Пересматриваются все модели и концепции. Но это не анализ в обычном смысле. Это прежде всего действие, творческая реализация. Критически проверяются методы авангардного искусства наших дней и устойчивые мифы “культурного сознания” в действиях, перформансах, проектах, текстах и коллажах Н. Абалаковой и А. Жигалова, много лет работавших как живописцы, а в последние годы разрабатывающих “глобальный” Проект ”Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству”. Активно используются модели молодежной культуры, моды, средств массовой информации в творчестве группы “Мухомор”. Непосредственно в гущу жизни внедряются плакаты и объявления Н. Алексеева, в смещенном виде возвращая окружающей среде ее атрибуты и тем с особым драматизмом выявляя проблему “художник - среда”. Функционированием искусства, проблематикой художественной и жизненной среды и их взаимодействием занимаются В. Захаров и В. Скерсис (СЗ). О месте искусства в социуме, об “отчуждении” результатов творчества говорят работы М. Рошаля и др. Анализируя в своем активном творчестве положение художника, статус искусства в обществе и структуры языка искусства, эти художники постоянно выбивают у себя из-под ног почву. Вот почему это искусство не может развиваться по канонам, вернее, шаблонам (пусть и сугубо индивидуальным), ибо в каноне и методе видят лишь конвенцию и технику, а в эксплуатации метода - дурную бесконечность. Анализ и действие - это неутомимый поиск, постоянное отбрасывание всего того, что ошибочно принимается за неотъемлемый элемент искусства. Это одновременно расширение границ искусства до “поглощения” жизнью и предельное сужение их почти до полного слияния с жизнью, что, быть может, и составляет вечную и неразрешимую проблему творчества.

Итак, данное событие не выставка в ее обычном понимании. Это продолжение исследовательской работы, одна из ее фаз - не в специфической художественной среде, а в этой реальной квартире. И пришедших сюда ожидает работа, соучастие, а не привычное созерцание “объектов” искусств. “Объектов” искусства в привычном смысле здесь нет.

Текст написан к выставке АПТАРТ