БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

А. Монастырский

 "ЯВЛЕНИЕ ПАНИТКОВА НАРОДУ"

Сначала предполагалось делать в ботаническом саду нечто вроде римейка акции С. Ромашко "Взаимодействие" 1980 года, но там было слишком много каких-то бумаг, старых схем, инструкций, вообще семантической и фактурной "паутины". И вдруг в подземном переходе южного выхода станции метро ВДНХ (где я снимал торговые ларьки для акции "Ларьки") в одном из этих ларьков мне бросилась в глаза икона Спаса нерукотворного, богато украшенная искусственными камнями, особенно привлекательно и странно в витринной подсветке сияли красные большие рубиноподобные камни, укрепленные в нимбе вокруг головы. Собственно, этот красноватый световой отблеск от камней меня и притянул к этой иконе как знак "прелести", хорошо знакомый мне по "каширским" приключениям 1982 года. В этой иконе замечательно демонстрировался гипноз "внешнего", блистаний "одежды", украшательская пышность полностью подминала под себя всякое "внутреннее" содержание. Но этот эффект возникал только при определенном освещении - тогда камни лучились красноватым светом, создавая гипнотическое впечатление "прелести" (от старославянского "лесть" - ложь, обман). Увидев эту икону и исходящий от нее (во мне самом, естественно) "свет прелести", у меня тут же возник план акции на ВДНХ с этой иконой на дереве, с освещающим ее фонарем и Панитковым как адресатом вручения иконы (линия Паниткова как автора и в то же время действующего лица некоторых акций, и как коллекционера икон).

В тот же день, зайдя в вестибюль музея космонавтики "под ракетой", там же, в районе вднх, где в подземном переходе я обнаружил икону, в ларьке музея с сувенирами я увидел металлические круглые коробочки с крышками (типа пудрениц), на которых как-то удачно, крупно и броско был нарисован первый искусственный спутник земли, а когда открываешь эти "пудреницы" внутри оказываются два зеркала, снизу и сверху, одно обычное, другое увеличительное. Они продавались удивительно дешево - по 150 рублей за штуку (икона стоила значительно дороже - 4000 рублей). Сразу возникла мысль купить штук 10 этих зеркал и раздать их зрителям акции после вручения Паниткову иконы. И икона, и эти зеркала со спутником хорошо взаимодействовали друг с другом на уровне "внешнего космоса", на уровне пышности и дешевости потребительской "приманки", роскошной и броской "сувенирности" фактуры и там, и там.

Впрочем, с иконой все обстоит не так просто, в ней есть не только уровень "прелести" (который на самом деле есть свойство и возможность исключительно нашего сознания, а не свойство предмета, хотя предмет может быть так устроен, "направлен", что с его помощью сознание легко впадает в состояние прелести как от какого-нибудь наркотического вещества). Эта икона при определенном освещении и контексте может быть и отличным эстетическим штиммунгом для пространственно-временного созерцания.

 

               DSCF3614 sm.jpg

Погодные обстоятельства акции сложились не в нашу пользу с точки зрения комфорта: дул сильный, холодный ветер, икону на дереве раскачивало и ее пришлось привязать ниткой к гвоздику. Во время несложного монтажа иконы и фонаря сверху с дерева упала  совсем рядом с нами большая и тяжелая засохшая ветка, ее сбросил сильный порыв ветра. Вообще атмосфера создалась беспокойная - недалеко от места проведения акции (этот аттракцион был в поле видимости) ревели на разные голоса куклы динозавров, сделанные в полный рост, экспрессионизма добавляли большие, корявые деревья (с одного из которых и упала чуть ли не на наши головы ветка), и вздыбленные плиты крошечной аллеи-тропинки между ними, на которой минут через 20 после прихода на место действия зрителей появился Панитков.

(Эта беспокойно-вздыбленная атмосфера акции аукнулась мне потом в ночном сне-кошмаре, типичном сне-"прелести" - видимо, таким образом реализовался для меня этот аспект иконы, - в котором я вхожу в квартиру на Цандера с отсутствующей входной дверью, и в одной из комнат (в ванной?) на высокой постели типа одра или даже гроба я вижу оживший (только глазами) труп своей матери в ледяных перьях, глаза ее живы, но все тело заковано в кокон непрозрачного, белого перистого льда, и какие-то еще детали "нежизни", кошмара ледяного ада там присутствовали, явно попавшие в этот  сон-"прелесть" с пышного оклада акционной иконы: бусы искусственного жемчуга на груди изображения Христа (которые и трансформировались в эти ледяные перья вокруг тела трупа матери) и т.п.).

Появление Паниткова после его двадцатиминутного ожидания (зрители не знали, что должен был появиться именно Панитков) в моем интерпретационном пространстве было скорее не "Появлением" из полосы неразличения жизни и искусства в стиле ранних акций КД, а "Явлением" - вроде "Явления Христа народу" на картине Иванова - из "картинности" (прежде всего икона  создавала этот контекст). Это происходило не на уровне событийности, реальности, где есть жизнь, обыденность с одной стороны и искусство, специальность, выделенность - с другой, то есть не в "мире", а в "картине мира", в каковую превратился мир с моим личным возрастом и возрастом КД. Его фигура появилась не на целине снежного поля, или среди борозд вспаханного поля, где еще нет протоптанных троп (как это было в ранних акциях, в том числе и в его акции "Глядя на водопад" - хотя он там тоже "рисовал картину" ногами на снегу и перемещением своего тела по полю и потом подошел к зрителям, как бы выйдя "из картины"), а на узкой тропинке, узком пути, созданном временем, годами и личной судьбы, и акций КД. С одной стороны, здесь видятся "тесные врата и узкий путь", ведущие в "жизнь вечную" (из 14 стиха Нагорной проповеди),  с другой стороны все это конфликтует с роскошью "внешнего", представленного на нашей иконе, врученной Паниткову. Ведь именно отказ от всякой роскоши и создает эти "тесные врата и узкий путь". Этот семантический конфликт тоже был причиной некоей умозрительной "вздыбленности" акции наряду с внешними обстоятельствами - погоды и т.д..

Получив икону, Панитков засунул ее себе за пазуху. То есть известное выражение "Как у Христа за пазухой" незапланированно (это чистая импровизация Николая) инверсирует в жесте Паниткова, когда он засовывает себе за пазуху икону Христа.

        IMG_1628 fr.jpg

В этом жесте происходит "выход из Текста", перевод стрелок с узкого пути "картины мира" на широкое поле просто мира, по природе своей коанического, ускользающего от определений.

 

А. Монастырский

30.3.2014.

PS. К атмосфере "вздыбленности", в которой проходила акция, следует добавить еще неприятный фон событий на Украине и грех "стяжательства" Россией Крыма, документально оформленное буквально за несколько дней до акции.

Примерно с 1997 года, начиная с акции "Библиотека", наметилась серия акций, которую можно назвать "В земле и на деревьях". "На деревьях" (объекты, укрепленные на деревьях в качестве центрального элемента акции), это, кроме новой акции с иконой , - "Лозунг-2005", "К", "Пересечение-2", "Три мегафона для Капитона", "Перемещение-3", "Продвижение Паниткова", "Декорация-2010", "Инсталляция Ауэрбах", "132" ; "В земле" (зарытые в землю объекты) - "Библиотека", "Библиотека-2005", "Библиотека-2007", "Зимовка в земле на просеке Хайдеггера" (протоакция в этой серии с зарыванием - "Лозунг-86").

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Акция №136. ПЕРЕДАЧА ИКОНЫ ПАНИТКОВУ

Рассказ Марины Руденко об акции об акции КД "Передача иконы Паниткову"

Н. Панитков. ПОМЕРЕЩИЛАСЬ МИШУРА

Сергей Ситар. Об акции «Передача иконы Паниткову»

А. Кузькин. Это был такой день

О. Кройтор. Об акции с иконой