БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО, ВИДЕО И ФОНОГРАММЫ АКЦИЙ

ТРЕТИЙ ТОМ «ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД»

38. БОЧКА. Фото акции Коллективных Действий

38. БОЧКА

Слайд-фильм, показанный в мастерской И. Макаревича, был собран на основе фактографического и художественного материала акций "Русский мир" и "Юпитер" с добавлением визуальных и звуковых рядов, сделанных специально для "Бочки" как отдельной акции.

Визуальные ряды "Бочки" проецировались на три экрана. Средний экран представлял собой укрепленный на стене застекленный белый пустой лист бумаги в темно-синем паспарту (размер листа 70 см х 40 см), ширина паспарту - 10 см. На этот лист, по внутренним границам паспарту был направлен луч среднего диапроектора, включенного в сеть через реле времени. Частота вспышек диапроектора менялась от минимальной (начало фильма) к максимальной (в конце фильма). Под застекленным экраном, на уровне нижней части паспарту по центру и горизонтально была укреплена "Мягкая ручка", соединенная с электромотором (9 оборотов в минуту), стоящим от экрана справа. Она непрерывно вращалась в течение всего слайд-фильма, наматывая на себя белую нитку с катушки, укрепленной за экраном (зрителям катушка не была видна). (Описание "Мягкой ручки" см. в "Русском мире").

Левый и правый экраны представляли собой белую стену, были одинакового размера и в три раза больше среднего стробоскопического экрана с "Мягкой ручкой". Под правым экраном, на фиолетовой тряпке стоял магнитофон, который использовался в акции "Русский мир" (см. описание).

Слайд-фильм был показан по следующей схеме:

1. Визуальный ряд первых десяти минут показа представлял собой только медленно моргающий пустой застекленный средний экран с вращающейся под ним "Мягкой ручкой", на которую наматывалась нитка. Фонограмма этих первых десяти минут показа представляла собой заключительную (тридцатиминутную) часть фонограммы акции "Юпитер" - "Поезда; Бочка" (часть "Поезда"), которая воспроизводилась через большой стереомагнитофон из двух динамиков, расположенных позади зрителей ( у стены, противоположной стене с экранами).

2. На 11 минуте были включены правый и левый экраны с одинаковыми черно-белыми слайдами, изображающими "Эмблему-1": щит с человеком, смотрящим на часы (использовался как элемент "предмет-рамы" в акции "Юпитер"). Слайды держались на экранах в течение 3-х минут. Моргание стробоскопического пустого экрана с появлением слайдов было несколько ускорено. Продолжалась фонограмма "Поезда; Бочка" (часть "Бочка").

3. На 14 минуте на правом и левом экранах - "Эмблема-II" (одноглазый человек). Фонограмма "Бочка".

4. На 17 минуте на правом и левом экранах - "Эмблема-III" (человек с черным провалом открытого рта). Фонограмма "Бочка".

5. На 20 минуте на правом и левом экранах - "Эмблема-IУ" (человек с оскаленными зубами). Фонограмма "Бочка".

6. На 23 минуте на правом и левом экранах - "Эмблема-У" (человек с высунутым языком". Фонограмма "Бочка".

7. На 26 минуте на правом и левом экранах - "Эмблема- УI"( человек, затыкающий уши). Фонограмма "Бочка".

8. На 29 минуте на правом экране появляется черно-белый слайд "ВАЛ-I" (поясной фотопортрет А. М. с металлическим стержнем на плече).

Левый экран выключается.

Слайд "ВАЛ-I" держится 1 минуту. Фонограмма "Бочка".

9. Через минуту на правом экране слайд "ВАЛ-I" сменяется слайдом "ВАЛ-2" (А. М. спиной со стержнем на плече). Слайд держится одну минуту. Фонограмма "Бочка".

10. Через минуту на правом экране слайд "ВАЛ-2" сменяется слайдом "ВАЛ-3" (А. М. наклонился над стержнем, который катится по асфальту). Слайд держится одну минуту. Фонограмма "Бочка".

11. С появлением на правом экране слайда "ВАЛ-4" (нога А. М., наступающая на стержень) фонограмма "Бочка" выключается.

Через тридцать секунд включается фонограмма "Повторы", правый экран выключается и на левом экране идет серия 110 черно-белых слайдов, которые держатся на экране по 30 секунд.

Фонограмма "Повторы" представляет собой 110 раз записанную фразу голосом А. М.:

"СМЫСЛ ЭТОЙ ФРАЗЫ, КОТОРАЯ ПРОИЗНОСИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 30 СЕКУНД, ПОВТОРЯЯСЬ 110 РАЗ, ВОЗМОЖНО, ОБНАРУЖИТСЯ В КОНЦЕ РЯДА ЗАМЕТНЫМ ИЛИ НЕ ОЧЕНЬ ЗАМЕТНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ИНТОНАЦИИ ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ИНЫМ НЕОЖИДАННЫМ ЭФФЕКТОМ, НЕИЗБЕЖНО ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НЕИЗЖИТОСТИ ВСЕГО ТОГО, ЧТО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОСТАТОЧНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ ПУСТОГО ДЕЙСТВИЯ В ЕГО ПРЯМОМ ЗНАЧЕНИИ ГОЛОЙ МЕТАФОРЫ, РЕДУЦИРУЮЩЕЙ ЛИРИЧЕСКОЕ, КОМИЧЕСКОЕ ИЛИ ТРАГИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧЕВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДО ТОЙ СТЕПЕНИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НЕВЫНОСИМОСТИ, КОГДА ЗРИТЕЛЮ НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ, КРОМЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ОДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ".

Эта фраза повторяется с незначительными модификациями (например, вместо слова "неизжитости" иногда произносится "изжитости", иногда меняется ряд определений: вместо "лирическое" произносится "эпическое" и т.д.; иногда снимаются или добавляются слова - например: "неожиданным эффектом восприятия". Однако фраза никогда не доводится до грамматического или семантического абсурда). Целиком фраза звучит только один раз. В зависимости от изменений и скорости чтения фраза обрывается в разных местах, чаще всего на словосочетании "эстетической невыносимости" - в соответствии с временным интервалом (30 секунд), который всегда строго выдерживается при произнесении фразы. В некоторых местах цифра "110" меняется на большую или меньшую (но не меньше 100).

Кроме того, на запись словосочетания "ПУСТОЕ ДЕЙСТВИЕ" всегда накладывается звук телевизора (речь или музыка, в зависимости от того, что попадало на фонограмму во время записи).

С началом демонстрации 110 слайдов и звучания фонограммы "ПОВТОРЫ" мигание стробоскопического экрана было еще чуть ускорено.

СПИСОК 110 ЧЕРНО-БЕЛЫХ СЛАЙДОВ.

(Экранировались на левый экран. Правый экран выключен).

1. Река; две зарешеченных сливных трубы.

2. Река, утка.

3. Мост, поезд.

4. Мальчик, деревянный мостик.

5. Кирпичная опора моста (стена).

6. Мост, река.

7. Мост.

8. Мост, поезд.

9. Река, деревья.

10. Железнодорожные пути, два поезда.

11. Ж.-д. пути, два поезда (крупно).

12. Ж.-д. пути, слева - А. М.

13. Ж.-д. пути, в колодце - А. М.

14. Ж.-д. пути, поезд.

15. Внутренний мостик, А. М.

16. Железная лестница, наверху - А. М.

17. Арматурный столб.

18. Человек с собакой, река.

19. Мост, прохожий, А. М.

20. Человек с собакой на мосту.

21. Дерево, отраженное в реке.

22. Река, мост (удаление).

23. Трава, кусок железа, вода.

24. Дорога, А. М. (спиной).

25. Земляные кучи, деревья.

26. Деревья.

27. Река, отражение деревьев в воде.

28. Забор.

29. Река, деревья.

30. Дорога, вдали мост, поезд.

31. Дорога, вдали мост, поезд.

32. Дорога, вдали мост, поезд.

33. Верхушка дерева.

34. Ручей, утки.

35. Верхушка дерева.

36. Верхушка дерева, небо.

37. Верхушка дерева, небо.

38. Забор, небо.

39. Верхушка дерева, небо.

40. Деревья, небо.

41. Магнитофон на дереве.

42. Колли на дороге, прохожие.

43. А. М. на дереве над дорогой, спортсмен.

44. А. М. прыгает с дерева.

45. Столб высоковольтной электропередачи.

46. Верх столба в.-в. электропередачи, небо.

              47. Столб в.-в. электропередачи, деревья, кусты.

              48. Опора столба с надписью "С-С-1-20".

49. Столб в.-в. электропередачи (снизу вверх).

50. Ветви дерева, оплетшие железную арматуру столба.

51. Земля, трава, песок.

52. Деревья, небо, провода.

53. Ветви, оплетшие железную арматуру столба.

54. А. М. в яме.

55. А. М. у пруда.

56. Небо, провода.

57. Дорога, деревья, кусты, столб в.-в. электропередачи.

58. А. М. на пне.

59. Пень.

60. Два дерева ночью.

61. Г.К. на скамье.

62. Магнитофон на пепелище костра.

63. А. М. на пне

64. Разбитая бутылка из-под лимонада.

65. А. М. (крупно).

66. Кустарник.

67. Ствол березы (крупно).

68. А. М. сидит на дороге.

69. Дерево.

70. А. М. на дороге (со спины).

71. Остатки скамьи.

72. Край асфальта и трава.

73. Дорожка.

74. Г.К. на скамье.

75. А. М. стоит в кустах.

76. А. М. на площадке для игры в бадминтон, тащит железную опору.

77. А. М. на площадке, составил опоры.

78. А. М. на площадке, всунул палку в опору.

79. Кусты, помойка.

80. А. М. на бревне.

81. Ноги А. М., кегля.

82. Снег.

83. А. М. на баскетбольном столбе.

84. Снег (крупно).

85. А. М. на баскетбольной площадке ("танец", магнитофон).

86. Баскетбольное кольцо (снизу).

87. Скамья.

88. Корни дерева.

89. Корни дерева.

90. Белый камень.

91. Воланчик на траве. - На стробоскопический экран проецируется слайд "Цвет-1" (небо, снятое с очень короткой выдержкой, так что слайд практически представляет собой прозрачную пленку).

92. Три дерева.-"Цвет-1" на стробоскопическом экране заменяется слайдом "Цвет-2" (пленка слайда - голубоватого оттенка).

93. Два сросшихся внизу дерева.-"Цвет-2" на стробоскопическом экране сменяется слайдом "Цвет-3" (еще более интенсивный голубой цвет).

94. Обгоревшие санки.-"Цвет-3" на стробоскопическом экране сменяется слайдом "Цвет-4" (переход голубого цвета в синий).

              95. А. М. в глубине леса.-"Цвет-4" сменяется слайдом "Цвет-5" (интенсивный синий цвет).

               96. А. М. входит в беседку.- "Цвет-5" на стробоскопическом экране (мигание которого усиливается) сменяется слайдом "Цвет-6"- еще более интенсивный синий цвет. Слайд "Цвет-6" держится на стробоскопическом экране до слайда "ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ".

97. А. М. в беседке на скамье.

98. Черная сумка на скамье в беседке.

99. Угол беседки. Снято изнутри: на земле пластмассовый бочонок из-под детского новогоднего подарка (он, также как и сама беседка, был синего цвета).

ОДНОВРЕМЕННО С ПОЯВЛЕНИЕМ 99 СЛАЙДА ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВЫЙ ЭКРАН

На нем - тот же самый кадр (угол беседки), но снятый днем на цветную пленку. Вместо пластмассового бочонка на земле лежит "Мягкая ручка" красным диском наружу. Слайд держится тридцать секунд и затем правый экран выключается.

100. Угол пустой беседки, снятый изнутри.

101. Крыша беседки.

102. Ограда беседки и пол изнутри.

103. А. М. в беседке (крупно).

104. А. М. в беседке (стоит).

105. А. М. в беседке (снято снаружи).

106. А. М. в беседке (со спины).

107. Часть пустой беседки (снято изнутри).

108. Перспектива широкой аллеи ночью.

ОДНОВРЕМЕННО С ПОЯВЛЕНИЕМ 108 СЛАЙДА ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВЫЙ ЭКРАН. На нем - "рекламный" слайд с акции "Русский мир": в центре - магнитофон на фиолетовой тряпке, лежащей на снегу, вдали снежное поле и фигура А. М. в виде черной точки.

С появлением этого цветного слайда на правом экране включается магнитофон, стоящий под этим правым экраном также на фиолетовой тряпке. Магнитофон тот же, что и на слайде "Русского мира". Его фонограмма представляет собой запись шумов и лязганья нескольких касс (сделана в большом универсаме в час пик).

Фонограмма "ПОВТОРЫ" продолжается.

109. Ветви деревьев ночью (снято со вспышкой, как и все слайды черно-белой серии, которые снимались в темноте). - На правом экране держится слайд "Русского мира".

110. А. М. у дерева с указателем "ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ИНСТИТУТ". - На правом экране - слайд "Русского мира".

Затем слайд с указателем "Туберкулезного института" сменяется на левом экране цветным слайдом, сделанным днем, щита-объвления "ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА".

Одновременно с появлением на левом экране этого щита точно такой же щит появляется на правом экране.

На стробоскопическом экране слайд "Цвет-6" также сменяется слайдом, изображающим тот же щит финансового института.

Мигание экрана достигает максимальной скорости.

Слайд, проецируемый на мигающий экран, отличается от боковых больших слайдов тем, что он дан в окантовке фона ( ветви деревьев и одна из ветвей заслоняет часть щита), в то время как боковые слайды - без фона и без ветки, налезающей на щит.

Одновременно с появлением трех щитов Финансового института на фонограмму "Универсама", идущую из магнитофона под правым экраном накладывается та же фонограмма "Универсама" (очень громко), которая заменяет фонограмму "ПОВТОРЫ" (то есть она идет из двух динамиков стереомагнитофона, стоящих позади зрителей).

Фонограмма "Универсама" (которая длится 3 минуты) заканчивается трехсекундным звучанием электронного аккорда. Когда фонограмма кончается, стробоскопический экран останавливается на неподвижное изображение и затем довольно быстро все три экрана выключаются. Выключается мотор, вращающий "Мягкую ручку".

Москва

31 мая 1985 г.

А. Монастырский, Г. Кизевальтер, С. Ромашко, И. Макаревич, Е. Елагина.

И. Кабаков, И. Бакштейн, И. Нахова, Д. Пригов, Вс. Некрасов, Ю. Лейдерман, И. Чуйков, Н. Козлов, Е. Романова, А. Жигалов, В. Мочалова, Н. Дроздецкая, Л. Рубинштейн, А. Филиппов, А. Абрамов, Г. Витте, С. Хэнсген, М. Еремина.

схема Взаимоотношение демонстрационных полей в серии акций Коллективных Действий Перспективы речевого пространства
Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 1 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 2 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 3
Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 4 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 5 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 6
Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 7 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 8 Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 9
Художественная акция Коллективных Действий - БОЧКА. Фото 10