БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО, ВИДЕО И ФОНОГРАММЫ АКЦИЙ

ТРЕТИЙ ТОМ «ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД»

32. ВЫСТРЕЛ Фото акции Коллективных Действий

32. ВЫСТРЕЛ

Один из организаторов акции - Г. Кизевальтер - сопровождал группу зрителей из Москвы к месту действия - Киевогорскому полю, до которого нужно было добираться на электричке, затем на автобусе. От автобусной остановки поле находится в 15 минутах ходьбы. Сойдя с автобуса, Г. Кизевальтер включил магнитофон, и путь зрителей от остановки до поля сопровождался фонограммой, представляющей собой чередующиеся звуки свистка (мундштук от продольной флейты) и самодельной трубы, сделанной из ствола гигантского трубочника, которая издает звуки низкого тембра. Звуковая ткань фонограммы напоминала перекличку гудков парохода и свистков электрички. Зрители были приведены в поле, к полощущемуся на ветру фиолетовому занавесу, который условно отделял позицию зрителей от вспаханного участка поля, на котором должно было происходить действие. Между занавесом и пашней была узкая полоса поля, покрытая невысокой травой, на которую Кизевальтер и поставил выключенный магнитофон, перевернув в нем кассету на другую сторону. Фонограмма на другой стороне кассеты представляла собой 45-минутную запись звуков электрических звонков различной длительности, записанных с различными интервалами. Конец фонограммы представлял собой пятиминутную документальную запись довольно громкого и одновременного пения нескольких птиц.

Поставив выключенный магнитофон перед зрителями (по ту сторону занавеса) Кизевальтер направился на вспаханное поле и занял позицию рядом с лежащим в яме и невидимым для зрителей Летовым - направо и в глубину от зрителей на расстоянии 60 метров. Затем Монастырский, находящийся среди зрителей, вышел на поле и расставил на нем вертикально пластмассовые трубки (высотой 1,5 м каждая, 11 штук) и пять красных мешков, наполненных пшеном и укрепленных на верхних концах длинных палок. Один из мешков был поставлен в дальнем конце поля. После того, как Монастырский занял позицию рядом с Кизевальтером и лежащим в яме Летовым, на поле вышел Панитков и, втыкая в верхние отверстия установленных Монастырским трубок куски гибкого провода, начал гнуть из них фигуры в виде профилей человеческих лиц, контуров зверей, птиц и т.п. Изготовив последнюю фигуру у дальнего красного мешка, Панитков выстрелил вверх - с помощью резиновой тетивы, укрепленной у него на пальцах,- деревянной стрелой с наконечником, обернутым в серебряную фольгу, и ушел с поля. Выстрел послужил для Монастырского сигналом обрезать углы красных мешков, из которых начало сыпаться пшено, и одновременно вытаскивать из трубок один конец провода, распрямляя его и разрушая тем самым изготовленные Панитковым фигуры, превращая их в подобия кнутов, концы которых касались земли. Тем временем, мешки, освобожденные от пшена, превратились в колышащиеся на ветру красные флаги, на которых можно было различить белые мальтийские кресты.

Закончив эту часть действия, Монастырский подошел к заранее выкопанной яме - невидимой для зрителей и находящейся на поле слева от них на том же расстоянии, что и яма, в которой лежал Летов (он находился там до прихода публики на поле) - то есть обе эти ямы были как бы боковыми границами участка поля, на котором происходило вышеописанное действие. Монастырский свистнул в свисток и дождался ответного сигнала от Летова, последовавшего через 15 секунд после свистка Монастырского. Причем для зрителей присутствие Летова на поле в этот момент раскрыто не было, так как ответный сигнал был скамуфлирован Кизевальтером, стоящим рядом с ямой Летова: он поднес ко рту гобой и, хотя вместо него звук извлек невидимый зрителям Летов, для них источником звука явился Кизевальтер. После ответного сигнала Монастырский лег в яму, исчезнув таким образом из поля видимости зрителей.

Затем Кизевальтер собрал с поля флаги и трубки с проводами, подошел к занавесу, снял его вместе с крепежными столбами и включил магнитофон с фонограммой, составленной из электрических звонков.

После включения фонограммы зрителям были розданы конверты с фактографическими фотографиями акции (что явилось как бы знаком конца акции) и одновременно с раздачей конвертов на поле началась звуковая перекличка Летова (различные духовые инструменты) и Монастырского (мундштук от продольной флейты). Таким образом после завершения визуального ряда акции на пустом поле в течение 45 минут исполнялась музыкальная пьеса "Звуковой треугольник", двумя вершинами которого были невидимые для слушателей (в которых превратились зрители) Летов и Монастырский, лежащие в ямах слева и справа от зрителей на вспаханном поле, а третьей - магнитофон с фонограммой звонков, стоящий перед зрителями на краю пашни.

Музыкальная композиция заканчивалась пятиминутным соло магнитофона, воспроизводящим документальную запись пения птиц.

Выстрел, фото с художественной акции группы КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Моск. обл., Киевогорское поле

2 июня 1984 года.

Н. Панитков, А. Монастырский, С. Летов, Г. Кизевальтер, И. Макаревич, Е. Елагина, Е. Р., Н. С.

В. Некрасов, И. Бакштейн, В. Сорокин, И. Нахова, Ю. Лейдерман, Л. Скрипкина, О. Петренко, Т. Диденко, Е. Романова, Н. Стахеева, А. Жигалов, Н. Абалакова, С. Гундлах, Л. Звездочетова, Маргарета Тиллберг + 13-16 человек.

Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 1 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 2-1 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 2
Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 3 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 4 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 5
Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 6 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 7 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 8
Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 9 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 10 Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 11
Выстрел, художественная акция Коллективных Действий. Фото 12