(апрель 1980)
В лесу я окопал на тающем и посеревшем снегу площадку размером приблизительно 70 х 70 см. Затем, покрасив ее белой нитроэмалью, я встал на нее босиком и произнес текст, примерная запись которого следует:
примерное содержание сказанного:
"Прежде всего необходимо, на мой взгляд, определить местоположение той деятельности, которую не слишком верно называют "концептуализмом" или "авангардом" в социокультурном ландшафте. С первого взгляда ясно, что она является чем-то "посторонним", "неорганичным", попросту ненужным в сложившейся среде; даже те конвенциональные явления здешнего искусства, которые претендуют на название "чистого искусства" - то есть имееют слабые связи с аппаратом пропаганды и массовой культуры, функционирующим в нашем обществе - представляют собой маргинальные элементы структуры, которая может обойтись без них без опасности распада. Из-за этой периферийности "чистое искусство" и в еще большей степени "авангард" (хотя он противоположность первому и имеет очевидные внешние сходства со своим западным "сounterpart'ом" и вообще стремится к внедрению на интегральных правах в мировой процесс) превращаются в нечто в высшей степени герметическое и "раритетное". Все - довольно немногочисленные, к тому же - факты участия в мировом "авангарде" (выставки, публикации, личные контакты) являются иллюзорными, они работают в одном направлении - только сюда. С этим можно не соглашаться, но пока нет никаких возможностей реально оспаривать это. Специфические качества работ местного круга настолько разительны, что эти работы попросту не могут найти себе рабочее место в общем процессе. Перемены в этом, видимо, возможны, но они ни в коем случае не должны выражаться в попытках резко измениться; это было бы возможным только в случае поверхностных различий. Дело обстоит наоборот: налицо поверхностные сходства. Одним из основных факторов, обуславливающих особенности деятельности местных художников "авангарда" является как раз их полная социальная необусловленность, абсолютная свобода, поскольку единственное ограничение их деятельности - это полное неприятие сложившейся структурой всех их усилий. Это ограничение, разумеется, вообще нельзя считать ограничением: если, несмотря на совершенную незаинтересованность, в этой стране что-то происходит, это значит, что люди, участвующие в происходящем, полностью свободны от социального давления. Другие виды давления, более государственные, в этом смысле можно не принимать в расчет. Следствием этой ситуации является огромная личная ответственность участников местного "авангарда" при невероятно широком выборе возможностей. Невозможность вложить миллионы долларов в художественную акцию, использовать вертолеты или лазерную технику, очевидная для местных художников, не уничтожает этого выбора возможностей. Положение, на мой взгляд, уникальное, очень трудное и одновременно очень энергетически заряженное".