БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

«ТВОРЧЕСТВО ИРИНЫ НАХОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО МОСКОВСКОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА»

Дипломная работа студентки РГГУ Шмагиной О. И.

Научный руководитель: Ст. преподаватель М.Г. Назарова

МОСКВА 2011

ПредыдущаяГлавная Следующая

Введение

Неофициальное искусство Советского Союза – явление разноплановое и представляющее несомненный интерес для исследования.

Сформировавшееся в герметичной литературно-художественной среде, оно в меньшей степени зависело от политического заказа (чем, например, соцреализм) или запросов художественного рынка или желаний кураторов (как в случае с искусством США и Западной Европы). Неофициальное искусство в СССР представляло собой с одной стороны, явление, связанное с протестной, «андеграундной» культурой, с другой – пример «чистого искусства», поскольку художники работали,  в первую очередь, для себя.

Отечественный концептуализм 1970-х – 1980-х  годов – наиболее яркое и последовательное его  проявление, получившее признание во всем мире. Течение, возникшее почти одновременно за рубежом и в нашей стране, стало новым витком в развитии искусства XX века. Концептуалисты сосредоточили свое внимание на  идеях, а  не на образах.  Объединяя постмодернизм и структурализм, художники-концептуалисты значительно расширили восприятие произведения искусства и обозначили важную роль зрителя в интерпретации художественных объектов. Концептуальный проект включал в себя различные виды искусства. Помимо традиционных живописи и скульптуры не меньшее, а даже большее распространение получили инсталляции, объекты, перформансы, акции, энвайронменты и др.

Концептуализм в нашей стране возник и развивался преимущественно в столице и, вследствие этого, а также с подачи философа и теоретика искусства Б. Гройса получил наименование «московский концептуализм».

Московский концептуализм продолжал традиции западного, хотя и обладала характерными отличиями. Стратегии концептуализма были перенесены  в другую  культурно-идеологическую ситуацию. В СССР концептуализм был маргинализирован, сказывались отсутствие выставочных залов, неприятие и преследование со стороны власти, «железный занавес» и другие социокультурные реалии.

Помимо этого, стоит отметить важную роль личности художника, или группы художников, объединенных общей идеей. В связи с ней, в Московском концептуализме не происходило унификации творчества в рамках одного направления, а напротив – совершенно разные по характеру и идеологии художники были объединены под общим определением концептуалистов.

Имя Ирины Наховой в отечественной и зарубежной художественной критике прочно связывают с концептуальной традицией. Это, без сомнения так, но ее творчество (это также справедливо и для других художников, причисляемых к концептуалистам), часто выходит за рамки «классического» концептуализма. Художница прибегает к различным художественным средствам для визуального и эстетического осмысления важных для нее вопросов и проблем, совмещая различные техники и виды современного искусства.

Актуальность исследования

Московский концептуализм – одно из наиболее интересных направлений в русском искусстве второй половины ХХ века. Влияние, которое представители московской концептуальной школы оказали на следующие поколения художников нельзя не отметить, об этом же говорят и сами художники.

В последние годы, интерес к концептуализму возобновился. По прошествии нескольких десятилетий, это явление можно рассматривать уже в историческом аспекте. Сменился политический строй, вместе с ним полностью изменилась и культурная обстановка в стране. Появился институт кураторства, большое количество галерей, художественный рынок. Все это позволяет отстраненно осмыслить роль и место московского концептуализма в отечественной и мировой культуре.

В 2010 году в рамках международного фестиваля современного искусства «Steirischer herbst» прошел круглый стол, посвященный деятельности московских концептуалистов. В 2011 году российский павильон на Венецианской бьеннале будет представлен проектом Андрея Монастырского и группы «Коллективные Действия» - важнейших представителей московской концептуальной школы. Куратором назначен философ и культуролог, Борис Гройс, исследователь московского концептуализма. В преддверии этого события, в Москве прошли несколько крупных выставок, посвященных творчеству представителей московского концептуализма. Изданы «Сборники МАНИ» [1] и новые тома «Поездок за город» группы «Коллективные Действия» [2], а также ряд других источников,  связанных с деятельностью концептуалистов.  Летом в Москве откроется большая ретроспективная выставка Ирины Наховой, к открытию которой будет издан каталог ее работ. Творчество Наховой очень разнообразно. Сформировавшись в московской концептуальной среде, она переехала в США, где продолжила работу и стала применять новые техники и необычные материалы, такие как парашютный шелк и живопись по готовым объектам (манекены, раскладушки).  Нахова – одна из немногих русских художников, которые используют инженерные технологии в своих работах. При этом, она не оставляет и традиционную живопись. В данной работе исследуется все периоды творчества И. Наховой, начиная от самых ранних картин, заканчивая работами 2010 года.

Объект исследования

Объектом исследования является творчество Ирины Наховой, которое рассматривается в контексте зарубежного концептуализма и традиций московской концептуальной школы.

Цели

Целью работы является рассмотрение  творчества Ирины Наховой  в различные периоды,   выявление его связей с московской концептуальной школой, а также своеобразия и особенностей.

Задачи

В соответствии с поставленной целью внимание в выпускной квалификационной работе уделено решению следующих задач:

- рассмотреть историю возникновения  концептуального искусства на Западе и обозначить его основные особенности и отличия от других направлений искусства постмодернизма. (Глава I, параграф 1);

 - рассмотреть особенности московской концептуальной школы, выявить ее сходство и различия с зарубежным концептуальным искусством, а также определить причины этих различий. (Глава I, параграф 2);

- Выявить эволюцию художественных задач в ранней живописи Ирины Наховой (Глава II, параграф 1);

- Определить место «тотальной инсталляции» в истории московского концептуализма (Глава II, параграф 2);

- Подробно рассмотреть и проанализировать роль проекта «Комнаты» в творческом развитии И. Наховой (Глава II, параграф 2);

- Отметить появление новых тем в творчестве Ирины Наховой в связи с переездом в Америку. Рассмотреть основные идейные линии в инсталляциях художницы (Глава II, параграф 3);

- Обратить внимание на тесную связь живописи и объекта в работах Наховой (Глава II, параграф 3);

- Рассмотреть  серийный подход Ирины Наховой в живописи и инсталляциях (Глава II, параграф 3);

-  Подробнее остановиться на технике «двухслойной» живописи (Глава II, параграф 3).

Методологические подходы

В стремлении целостно охватить предмет исследования, необходимо осуществить комплексный подход в разработке темы, где следует исходить из представления о взаимодополняемости художественного, теоретического и историко-культурного контекста. Поэтому разработка темы требует сочетания культурно-исторического, феноменологического и компаративистского методов.

Библиографический обзор

При написании дипломной работы основными источниками литературы послужили:

-   книга Т. Годфри «Conceptual Art» [3], впервые выпущенная в 1998 году и много раз переиздававшаяся. Это работа, посвященная истории и эстетике концептуального искусства, начиная с самых ранних его проявлений, заканчивая произведениями середины 1990-х годов. Годфри подробно рассматривает предпосылки возникновения этого течения, этапы его развития и региональные особенности – не обходя стороной и историю московского концептуализма. Книга включает в себя широкий иллюстративный материал - более 250 цветных и черно-белых иллюстраций.

-   книга Даниэля Марцоны «Conceptual art» [4], изданная в 2005 году, которая представляет собой собрание наиболее известных работ художников-концептуалистов, таких как Вито Аккончи, группы Art & Language, Джона Бальдессари, Роберта Барри, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Брюса Наумана и др. Каждая работа сопровождается поясняющей статьей.

-    книга Екатерины Бобринской «Концептуализм» [5], вышедшая в 1994 году и ставшая теперь библиографической редкостью. Это наиболее полное и серьезное исследование феномена московского концептуализма, по сей день является основным трудом, который рассматривает основные аспекты и особенности московского концептуализма. Автор рассматривает основные жанры концептуального искусства Москвы – акции, перформанс, живопись и графику, а  также основные выявляет его связи с искусством русского авангарда, в первую очередь касающиеся интереса к взаимодействию словесного и визуального. На примерах работ московских художников Бобринская выявляет основные компоненты, определяющие своеобразие проблематики и стилистики московского концептуализма.

-  книга  Екатерины Деготь «Искусство ХХ века» [6], раздел которой «Концептуальный проект», посвящен московскому концептуальному искусству и его месту в отечественном искусстве ХХ века.

В качестве источников использовались визуальные (репродукции и фотографии работ Ирины Наховой и других концептуалистов), а также вербальные – тексты самих художников. Наибольший интерес представляют изданные в 2010 году «Сборники МАНИ». [7] Издание представляет собой публикацию пяти томов «Московского архива нового искусства» (МАНИ), созданных кругом художников московской концептуальной школы в период с середины 1970-х до начала 1990-х годов. Несмотря на то, что сборники изначально были предназначены для «внутреннего использования», они являются важным документом для осмысления роли уникального эстетического явления, которым является московский концептуализм в общем культурном и интеллектуальном поле. «Адресатом «Сборников МАНИ» предполагался узкий круг участников самих этих сборников, причем даже более узкий, чем предшествующее этим сборникам издание “Папок МАНИ” [8]. Акцент в сборниках был сдвинут на текстовую часть Московской концептуальной школы, на дискурс, обсуждающий не столько работы концептуалистов, сколько само направление, саму школу и ее положение, состояние, начиная с 1986 года». [9]

Для данного исследования наибольший интерес представляет сборник «Комнаты», в который включены текстовые и иллюстративные материалы, относящиеся к проекту И. Наховой «Комнаты»,  одноименной инсталляции  И. Кабакова и фотопроекту концептуалиста Григория Кизевальтера «15 комнат», а также стенограммы бесед концептуалистов на темы, связанные с этими проектами и несколько статей и интервью с художниками.

Также интересны описательные тексты к акциям группы «Коллективные Действия» - «Поездки за город» [10], издание снабжено вступительной статьей Екатерины Бобринской. Важным для раскрытия эстетического поля московского концептуализма является изданный в 1999 году «Словарь терминов московской концептуальной школы» [11] под редакцией А. Монастырского, который раскрывает многие важные понятия и категории в эстетике московского концептуализма.

Поскольку не существует ни одной монографии, посвященной творчеству Ирины Наховой, данная работа, в значительной степени, строилась на анализе многочисленных интервью, взятых у художницы в разное время, включая записанную в декабре 2010 года специально для этой работы беседу автора с Ириной Наховой, включенную в приложения.

Также большой информационной ценностью обладали каталоги выставок и интернет-ресурсы, посвященные московскому концептуализму, на которых размещены оригинальные авторские тексты как художников-концептуалистов, так и историков искусства. Это, в первую очередь, сайты «Московский концептуализм» Сергея Летова [12] и «Московский концептуализм, представленный Вадимом Захаровым». [13]

Структура работы

Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии и приложений.

Во Введении определена тема, обоснована ее актуальность, поставлены цели и задачи настоящей работы и дан обзор литературы, которая использовалась для ее написания.

Первая глава называется «История возникновения и развитие концептуального искусства» и состоит из двух разделов.

В первом разделе «Концептуальное искусство в мире» рассматриваются культурно-исторические предпосылки зарождения концептуализма, определяются основные формы, в которых может быть представлено концептуальное искусство, а также раскрываются некоторые понятия и категории, важные для понимания его эстетики. Во втором разделе «Московский концептуализм» речь идет о специфике и особенностях отечественного варианта концептуального искусства, его отличиях от своего западного аналога, таких как связь с ранним модернизмом, замкнутость, лиричность. Также в разделе рассматриваются ключевые для московского концептуализма темы и проблемы.

Вторая глава «Творчество Ирины Наховой», посвящена непосредственно личности и художественной деятельности художницы. Глава состоит из трех разделов.

В первом разделе  «Ранняя живопись» рассматривается творчество художницы в ученический период, в которой сюрреалистические мотивы постепенно уступают место концептуальной работе с понятием пространства, которое Нахова будет и дальше изучать и анализировать. Во втором разделе «Комнаты». Тотальные инсталляции» внимание автора сосредотачивается на многолетнем проекте Ирины Наховой «Комнаты», который сыграл важную роль, как в дальнейшем творчестве художницы, так и в эстетике московского концептуализма в целом, являясь первым примером «тотальной инсталляции», жанра, который обычно связывают с творчеством И. Кабакова. В третьем разделе «Американский период» рассказывается о работах И. Наховой, созданных ей после переезда в США. Особое внимание уделяется инсталляциям, а также взаимосвязи живописи и объекта в творчестве художницы. В Заключении подводятся итоги и даются основные выводы, к которым пришел автор в процессе исследования выбранной темы.

В Приложения включена расшифровка беседы автора с Ириной Наховой, записанной в декабре 2010 года, а также представлены иллюстрации.


[1] МАНИ (Московский Архив Нового Искусства) см. Сборники МАНИ. Вологда, 2010.

[2] Коллективные Действия. Поездки за город. М., Ad Marginem, 1998. – 783с.

[3] Godfrey T. Conceptual art. NY, 1998.  -  440 p.

[4] Marzona D. Conceptual art. Taschen, 2006.  - 96 p.

[5] Бобринская Е. Концептуализм. М., - 1994.

[6] Деготь Е. Русское искусство ХХ века. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с.

[7] Сборники МАНИ. Вологда, 2010.

[8] Инициатива появления Папок МАНИ принадлежит Андрею Монастырскому, проявившему тогда большую заинтересованность в подобном начинании. Много тогда говорилось о том, каким должно быть коллективное издание. Предлагались различные формы – от информационного бюллетеня до многостраничных рукодельных книг-журналов. В результате остановились на форме архива – Москвский Архив Нового Искусства (МАНИ). См. Захаров В. Московский концептуализм представленный Вадимом Захаровым // http://www.conceptualism-moscow.org/

[9] Монастырский А. О Сборниках МАНИ / Сборники МАНИ. Вологда, 2010. – с.  5.

[10] Коллективные Действия. Поездки за город. М., Ad marginem, 1998. – 783с.

[11] Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. М., 1999. – 221 c.

[12]  http://conceptualism.letov.ru/

[13]   http://www.conceptualism-moscow.org/

 

ПредыдущаяГлавная Следующая

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

ИРИНА НАХОВА

На главную страницу сайта Сергея Летова