БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ

Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ

В чем проявляется “присутствие маленького народа на периферии нашего сознания”? В эпоху экзистенциализма мы бы сказали: в ощущении “трагической заброшенности”. Ныне же мы склонны считать, что “пустота” повседневной жизни, так хорошо проработанная в опыте актуального искусства, открывает новые горизонты, а “непереносимое одиночество НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ, как называют себя чукчи (да и не только они), становится областью пространственного манипулирования, кладезем утопий, некой грезой, где все возможно... для того, чтобы навсегда исчезнуть из памяти. Похеренный Проект Центра Современного Искусства является, таким образом, для нас, художников, идеальным объектом наличия и отсутствия, как в прямом, так и в переносном смысле. Если так называемые НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ все–таки существуют, то почему бы им не создать Центр, наличие–отсутствие которого 15 лет тому назад (хотя бы в качестве еще одного предрассудка) предполагало присутствие других, не менее НАСТОЯЩИХ ХУДОЖНИКОВ, или, по крайней мере, не сомневающихся в том, что они все–таки имеют место быть. Перечеркнутый буквой Х (Херъ), но все–таки возможный для прочтения текст, свидетельствует об этом. Остается проблема извлечения смысла. Но если короче: ходили, просили, объясняли, настаивали, доказывали, потом плюнули; половина народа разъехалась, кто–то занимается чем–то другим, не менее важным, чем актуальное искусство. Сам Проект однажды почти–что обратился в тлен, пролежав в земле какой–то срок в результате коллективной акции по «Погребению “Дорогого Искусства” в Аду»; но так как все НАСТОЯЩИЕ ХУДОЖНИКИ не меньшие бюрократы, чем все прочие (бюрократы), сохранилась копия (и не одна) этого Проекта. Ее мы предлагаем в качестве дара маленькому народу НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ от НАСТОЯЩИХ ХУДОЖНИКОВ с надеждой на то, что однажды в чукотском МЕСТЕ ПРОСТРАНСТВА удастся создать то, что НАВСЕГДА не удалось в Москве.

(Сноска: история проекта создания Центра Современного Искусства в 1986-87)

(Выставка «Настоящие люди», Музей «Зверевский центр современного искусства», 2000-2001)

Тексты о ТОТАРТе | Литературные тексты | ТОТАРТ о ТОТАРТЕ о современном искусстве | Беседы и интервью

Акции, перформансы, инсталляции

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ