Go to English page!
Московские художники Н. Абалакова и А. Жигалов, имея за плечами тридцатилетний поэтический и художественный опыт, последние пятнадцать лет совместно осуществляют Проект “Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству”. Эта широкоохватная творческая деятельность носит название ТОТАРТ, что следует понимать как тотальное присутствие в тотальной ситуации, где художники берут на себя риск тотального следопыта—свидетеля культурных процессов.
Художники ТОТАРТ’а не играют неизменно ветшающими конструкциями идеологического языка и реалиями динамично меняющейся социальной жизни, но погружаются в питающие их воды коллективного бессознательного и здесь обнаруживают исконные корни и связи и дают им истинное имя. Погружаясь до “нулевой точки” искусства — чистого следа, означающего первичную творческую констатацию физического (и духовного) соприкосновения (и разделения) человека и косной материи — следопыт возвращается, обремененный образцами осадочных пород всех культурных слоев, напластовавшихся в культурном сознании (и бессознательном) современного человека.
В “Анатомии (если хотите, Археологии) культуры” немало внимания уделяется дальнейшим возможностям развития конструктивных элементов визуального искусства как принципа формообразующего и социо—культурного (конструктивного, т.е. знака). Отсюда связь с русским конструктивизмом, его утопией, понимаемой, однако, в свете трагического исторического опыта негативно как антиутопия, сквозь иронические изломы которой просвечивает неизбывная российская тоска по новой утопии; отсюда и развенчание технологического пафоса конструктивизма.
Многие из выставленных работ созданы на Западе в момент крушения тоталитарных режимов в Восточной Европе, что, вероятно, нашло свое отражение в них. В них и причины и следствия. Тотальное искусство в тоталитарных условиях, будем надеяться, завершилось, Но тотальность искусства как ответ на вызов тотальности жизни и тотального социо—культурного инвайронмента завершится только с концом истории. Экспрессия в этих произведениях несет функцию “отношения” к этой вечно меняющейся действительности и означает реальное время, а геометрический (“присвоенный”) знак – некой культурной координаты, неизменной структуры, релятивизируемой этим “отношением”.
ТОТАРТ. Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов . Анатомия культуры . 7—21 сентября 1993. Галерея “Велта”. Москва