Go to English page!
Московские художники Н. Абалакова и А. Жигалов последние 15 лет совместно осуществляют Проект “Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству”. Эта широкомасштабная творческая деятельность носит название ТОТАРТ, что следует понимать как тотальное присутствие в тотальной ситуации, где художник берет на себя риск тотального следопыта — свидетеля социо—культурных процессов. Художники ТОТАРТ’а не играют неизменно ветшающими конструкциями идеологического языка, но погружаются в питающие их воды коллективного бессознательного и здесь обнаруживают исконные корни и связи и дают им истинное имя. Погружаясь до “нулевой точки” искусства – чистого личного присутствия, означающего первичную творческую констатацию физического (и духовного) соприкосновения (и разделения) человека и косной материи — следопыт возвращается, обремененный образцами осадочных пород всех культурных слоев, напластовавшихся в культурном сознании (и бессознательном) современного человека. В этом подходе немало внимания уделяется дальнейшим возможностям развития конструктивных элементов искусства как принципа формообразующего и социо—культурного (коммуникативного, т.е. знака). Отсюда связь Проекта с русской утопией, понимаемой, однако, в свете трагического опыта негативно, как антиутопия, сквозь критические изломы которой просвечивает неизбывная тоска по новой утопии, ибо творческий акт (чистое личное присутствие) — это перманентная революция духа, осуществляемая в простанстве эстетического.
Художники ТОТАРТ’а исходят из абсолютной свободы творческого импульса, все же остальное – материал, манера осмысления которого детерминирована многочисленными биологическими и социо—культурными факторами. И прежде всего языком. Границы поля деятельности искусства ТОТАРТ’а определяются традицией (каноном), с одной стороны, и жизнью (которая шире истории, структурируемой традицией), с другой.
Центростремительная сила пытается удержать художника в границах традиции, гарантирующей его понятность; центробежные силы увлекают его выйти за пределы общепринятого и разрушить дамбу между естественным и искусственным, слиться с живой жизнью. Искусство это то, что должно быть преодолено. В этом преодолении — его вечная новизна, ибо в акте преодоления художник дает жизнь саморазвивающейся системе, определяемой теми же закономерностями, что и сама жизнь.