БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ

Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

КЕЙДЖ КАК ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Дорогая Нина,

обещание есть обещание и должно учитываться, даже если оно неосуществимо; когда оно нарушено, пусть и в результате форс-мажорных обстоятельств, оно все-таки было дано и это уже значимо само по себе, потому что оно было дано. Люди вообще очень самонадеянны. И мы в этом отношении не являемся исключением.

...И все-таки странно, что ты хочешь слышать именно наш голос Нам решительно нечего об этом сказать, разве что вспомнить о мнимостях или исчезновениях.. .

Помнится, что где-то в 70 - х из наших бумаг пропала единственная фотография Кейджа, переснятая из какого-то журнала. Сейчас даже трудно вспомнить, как он на ней выглядел. Но в памяти упорно возникает какая-то другая фотография, на которой он снят со своими друзьями Они вместе сидят на садовой скамейке. Двух из них как будто мы знаем: это похмельного вида Мачюнас и зевающий во весь рот Нам Джун Пайк.

Второе исчезновение связано с нашей собственной аудиокассетой, которую мы вдвоем записали для одного из наших перформансов, связанного с моделью “зеркального коридора”. На ней был записан ряд конкретных звуков: шум бури, человеческий голос, звук льющейся воды, скрежет кровельного железа, Бах и т. д. Наш общий друг Света Голыбина передала эту кассету, запись, существующую в единственном экземпляре Дж. Кейджу при личной встрече с ним в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде).

Исчезновение третье: нам подарили скопированную запись фильма П. Гринуэя о четырех современных композиторах. Три были на месте, а четвертого обнаружить не удалось. Как ты догадалась, это был сюжет о Дж. Кейдже. На кассете не хватило места.

Однако все эти перечисленные обстоятельства нашего возможного контакта с личностью и творчеством Кейджа кажутся нам весьма оригинальным способом архивного хранения дискурса. А также индивидуальной анархии с минимальным управлением. И если Дж. Кейдж утверждает, что хаос и порядок вовсе не противоречат друг другу, значит, в каждой из потерь (что-то) есть и обретение (чего-то). Если это (что-то) есть сам процесс создания нового текста, порожденного многими источниками ( одним из которых является данное обещание), то мы действительно создали (что-то), может быть не имеющее определенной формы, но отличное от того, что создал бы кто-то другой.

Три части потери “текста” и были нашими движениями во времени и нашим “случайным опытом”, находящимся “по ту сторону искусства”, потому что “важные вопросы задаются во тьме, куда искусство не проникло”, - как сказал об этом Дж. Кейдж.

Прочтя этот текст и приняв во внимание массу скрытых цитат, из которых он состоит, ты по крайней мере увидишь, что мы отнеслись к своему обещанию серьезно, а насколько это соответствует контексту твоего исследования, судить тебе.

(Текст написан по просьбе музыковеда Нины Дроздецкой для ее книги о Джоне Кейдже)

Н.Абалакова, А.Жигалов

Москва, З января 1998г.

Тексты о ТОТАРТе | Литературные тексты | ТОТАРТ о ТОТАРТЕ о современном искусстве | Беседы и интервью

Акции, перформансы, инсталляции

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ