В наступившем тысячелетии вопрос о влиянии потребления психоактивных веществ на культуру и искусство продолжает оставаться под негласным запретом. Поднятие этого вопроса, принципиально важного для будущего искусства, в лучшем случае считается дурным тоном, в худшем – грозит отлучением от всемогущей арт-конфессии, после чего остаётся переквалифицироваться в управдома или драг-дилера.
К сожалению, так же дело обстоит и в науке, за исключением узких направлений в экспериментальной психолгии и этнологии.
Но и здесь, если выводы исследователей выходят за рамки акдемических представлений, их труды рискуют попасть в списки лженаучной поп-эзотерики, а карьера – обернуться сомнительной славой еретика.
Инквизиторы знания предпочитают сухие, доказанные факты укладывать в прокрустово ложе догмы, даже если вывод напрашиается сам собой.
Логоцентрический космос, порождение практического разума, сопротивляется Эволюционному процессу, формирующему континуальное сознание и переход в Семиоцентрический космос.
Основой первого является абстрактный знак, центральным для второго выступает конкретный смысл.
Тут сообщение не нуждается в посреднике-букве, а использует событие, передавая смысл по ситуации, применяя наиболее убедительные сочетания её элементов. Так же происходит в гадательных практиках, которые не прибегают к знаковым системам.
Узнавание, дешифровка Хаоса – основа Семиозиса.
Не правда ли, это похоже на восприятие в изменённом состоянии сознания, когда образный мир проявляется в бесформенном, или там, где обычное правополушарное восприятие не фиксирует форм и смыслов.
Итак, расширение сознания и возвращение индивидуума к универсальному источнику отменяет идею Логоцентрического мира, в котором большинство людей заинтересовано, не зная о существовании лучшей реальности.
Такое знание выбивает табуретку из-под нашей цивилизации, давно уже залезшей в петлю. Потому эта проблематика табуирована.
А между тем, именно благодаря воздействию психоактивных веществ человек когда-то научился выражать образный строй внутреннего космоса, что и привело к появлению искусства как самостоятельного рода человеческой деятельности.
Культ сомы прослежен во всех неолитических культурах мира, у индейцев и сейчас религиозный культ неразрывно связан с психоактивными растениями.
Впервые осознанное влияние психоделиков на творение образного строя и морфологию смысла было выражено в Китае в эпоху смуты (3-6 вв.н.э.).
Движение “фэн-лю”(ветер и поток), чьи адепты культивировали спонтанность поведения и свободу творчества, заложило основы Золотого века китайской культуры – эпохи Тан.
В европейском искусстве психоактивные вещества заявили о себе в эпоху барокко, когда усилилось влияние Востока, искусство начало освобождаться от контроля церкви, и в его образном строе возникло немало фантастики.
В Британии в 18 веке появилось первое отчётливо психоделическое направление – романтизм, по преданию, возникший из опиумного трипа.
Во Франции 19 века из Клуба Гашишинов вышло следующее направление, выразившее идею расширения сознания – символизм.
В конце века европейская культура вошла в эпоху декаданса и модерна, насыщенных психоделикой. Образный строй заполнился волшебными растениями, опиумными зрачками, духами конопли и мескалиновыми изгибами линий.
Затем последовала длительная военная эпоха стимуляторов, несомненно, повлиявшая на минималистическую эстетику авангарда и ардеко.
И наконец, в 60-е на крыльях психоделической революции вернулась эстетика модерна, проложив путь к истокам – экстатическим культурам и магическим цивилизациям древности.
Это в конце 20века сформировало психоделическую культуру, повлиявшую на развлекательную индустрию – виртуальная реальность, Интернет, видео-арт, клип-арт, стрит-арт, клубная культура диджеев и рэйвов, мода, дизайн, стиль.
Но мейн-стрим современного искусства – арт-мир – продолжает циничную игру, где одеваются в чёрное, делают вид, будто не знают, откуда что растёт, и тупо пьют водку, словно это арктическая станция или яранга на краю мира, а не остриё цивилизации.
Но это правда : остриё цивилизации – психонавтика, и её результат в культуре – паттернизм.
Как новый род человеческой деятельности, паттернизм заявляет о принципиальной необходимости психоделического опыта для творческой личности( учитывая, что творческой является любая личность).
Опыт расширенного восприятия подключает сознание к неисчерпаемым инфоресурсам Вселенной. Воображение, не имея этого доступа, деградирует к обыденному,безальтернативному.
Современное искусство в основном является продуктом обыденного сознания.
Внутренняя необходимость делать искусство уступило место внешней.
Искусство проиграло свободу рынку.
Но психоделическое знание, становясь нормой для творца, выступает гарантом выживания и спасения искусства, уже в преображённом виде , с новыми целями и задачами, вытекающими из эволюционного процесса.
Сигналы из будущего складываются в паттерны сияющего совершенства.
Мир Иной снова учит нас своему языку.
И последний звонок ещё не скоро, но порой, лунными ночами, уже слышны заветные песни рассвета.
9 ноября 2009 г.