БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

С. АНУФРИЕВ

Все мы вышли из таблицы Менделеева

В наступившем тысячелетии вопрос о влиянии потребления психоактивных веществ на культуру и искусство продолжает оставаться под негласным запретом. Поднятие этого вопроса, принципиально важного для будущего искусства, в лучшем случае считается дурным тоном, в худшем – грозит отлучением от всемогущей арт-конфессии, после чего остаётся переквалифицироваться в управдома или драг-дилера.
К сожалению, так же дело обстоит и в науке, за исключением узких направлений в экспериментальной психолгии и этнологии.
Но и здесь, если выводы исследователей выходят за рамки акдемических представлений, их труды рискуют попасть в списки лженаучной поп-эзотерики, а карьера – обернуться сомнительной славой еретика.
Инквизиторы знания предпочитают сухие, доказанные факты укладывать в прокрустово ложе догмы, даже если вывод напрашиается сам собой.
Логоцентрический космос, порождение практического разума, сопротивляется Эволюционному процессу, формирующему континуальное сознание и переход в Семиоцентрический космос.
Основой первого является абстрактный знак, центральным для второго выступает конкретный смысл.
Тут сообщение не нуждается в посреднике-букве, а использует событие, передавая смысл по ситуации, применяя наиболее убедительные сочетания её элементов. Так же происходит в гадательных практиках, которые не прибегают к знаковым системам.
Узнавание, дешифровка Хаоса – основа Семиозиса.
Не правда ли, это похоже на восприятие в изменённом состоянии сознания, когда образный мир проявляется в бесформенном, или там, где обычное правополушарное восприятие не фиксирует форм и смыслов.
Итак, расширение сознания и возвращение индивидуума к универсальному источнику отменяет идею Логоцентрического мира, в котором большинство людей заинтересовано, не зная о существовании лучшей реальности.
Такое знание выбивает табуретку из-под нашей цивилизации, давно уже залезшей в петлю. Потому эта проблематика табуирована.
А между тем, именно благодаря воздействию психоактивных веществ человек когда-то научился выражать образный строй внутреннего космоса, что и привело к появлению искусства как самостоятельного рода человеческой деятельности.
Культ сомы прослежен во всех неолитических культурах мира, у индейцев и сейчас религиозный культ неразрывно связан с психоактивными растениями.
Впервые осознанное влияние психоделиков на творение образного строя и морфологию смысла было выражено в Китае в эпоху смуты (3-6 вв.н.э.).
Движение “фэн-лю”(ветер и поток), чьи адепты культивировали спонтанность поведения и свободу творчества, заложило основы Золотого века китайской культуры – эпохи Тан.
В европейском искусстве психоактивные вещества заявили о себе в эпоху барокко, когда усилилось влияние Востока, искусство начало освобождаться от контроля церкви, и в его образном строе возникло немало фантастики.
В Британии в 18 веке появилось первое отчётливо психоделическое направление – романтизм, по преданию, возникший из опиумного трипа.
Во Франции 19 века из Клуба Гашишинов вышло следующее направление, выразившее идею расширения сознания – символизм.
В конце века европейская культура вошла в эпоху декаданса и модерна, насыщенных психоделикой. Образный строй заполнился волшебными растениями, опиумными зрачками, духами конопли и мескалиновыми изгибами линий.
Затем последовала длительная военная эпоха стимуляторов, несомненно, повлиявшая на минималистическую эстетику авангарда и ардеко.
И наконец, в 60-е на крыльях психоделической революции вернулась эстетика модерна, проложив путь к истокам – экстатическим культурам и магическим цивилизациям древности.
Это в конце 20века сформировало психоделическую культуру, повлиявшую на развлекательную индустрию – виртуальная реальность, Интернет, видео-арт, клип-арт, стрит-арт, клубная культура диджеев и рэйвов, мода, дизайн, стиль.
Но мейн-стрим современного искусства – арт-мир – продолжает циничную игру, где одеваются в чёрное, делают вид, будто не знают, откуда что растёт, и тупо пьют водку, словно это арктическая станция или яранга на краю мира, а не остриё цивилизации.
Но это правда : остриё цивилизации – психонавтика, и её результат в культуре – паттернизм.
Как новый род человеческой деятельности, паттернизм заявляет о принципиальной необходимости психоделического опыта для творческой личности( учитывая, что творческой является любая личность).
Опыт расширенного восприятия подключает сознание к неисчерпаемым инфоресурсам Вселенной. Воображение, не имея этого доступа, деградирует к обыденному,безальтернативному.
Современное искусство в основном является продуктом обыденного сознания.
Внутренняя необходимость делать искусство уступило место внешней.
Искусство проиграло свободу рынку.
Но психоделическое знание, становясь нормой для творца, выступает гарантом выживания и спасения искусства, уже в преображённом виде , с новыми целями и задачами, вытекающими из эволюционного процесса.
Сигналы из будущего складываются в паттерны сияющего совершенства.
Мир Иной снова учит нас своему языку.
И последний звонок ещё не скоро, но порой, лунными ночами, уже слышны заветные песни рассвета.

9 ноября 2009 г.

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

"Зашухерил"

Этика художественной среды

НА СКЛОНЕ ГОРЫ

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets