Инсталляция как диаграмма
24 цифровых фотографии документации (пронумерованных)
16 цифровых отпечатка спутниковых карт (пронумерованных)
4 планшета с названиями всех акций "Поездок за город" (по-немецки и по-русски)
24 текста с описаниями акций в коробке (по-немецки и по-русски, пронумерованы)
2 видео, 1 веб-презентация (https://conceptualism.letov.ru)
Перформансы группы «Коллективные действия» играли значительную роль в формировании альтернативного пространства коммуникации в русско–советской культуре позднего коммунизма. Они способствовали самоорганизации художественной субкультуры за пределами государственной культуры, доступ к которой контролировался строгой цензурой.
По отношению к риторике власти, свойственной официальным политическим ритуалам, совершавшимся в помпезном архитектурном пространстве столицы, «Коллективные действия» имели иронический эффект. Общим сюжетом «поездок за город», начиная с 1976 года, является совместное путешествие группы участников в окрестности Москвы – обычно на пустое поле, т.е., из семиотически насыщенного пространства города в «пустое» пространство природы. Нетронутое снежное поле часто становится сценой для минималистических действий, тематизирующих элементарные пространственно–временные структуры восприятия и своей загадочностью провоцирующих спектр различных интерпретаций. Продолжая традицию супрематизма Казимира Малевича, белых картин Ильи Кабакова или «поляны» Хайдеггера, белое поле представляет собой пространство демонстрации для организаторов и пространство восприятия и рефлексии для зрителей–участников.
Исследование окружающей идеологической культуры текстов, манифестов и лозунгов однако у «Коллективных действий» не исчерпывается непосредственным восприятием. Ситуативный жест «переживания» является новым импульсом в бесконечной интерпретационной спирали, в которой ситуация и документация порождают друг друга все снова и снова.
«Инсталляция как диаграмма» позволяет зрителям подробно изучать разнообразные документационные материалы (описательные тексты, рассказы, теоретические комментарии, обсуждения, рисунки, фотографии, видео) как сложную сеть взаимоотношений и превращает их в участников в процессе реконструкции акционного события.
Открывая «планетарную» перспективу посредством новых сателлитных изображений, на которых маркированы те места, где за последние более чем тридцать лет происходили «Коллективные действия», художественная рефлексия идеологии и власти в позднем коммунизме распространяется на современные процессы глобализации. (Сабина Хэнсген)
Экспозиция выставки. Фото и видео Сабины Хэнсген