Если попытаться коротко охватить круг проблем, которые затрагивают в своих ТОТАРТ-перформансах Абалакова и Жигалов, то их можно свести к следующему: первое, исследование бессознательных механизмов и функционирования искусства, и второе, раскрытие основоположных глубинных структур и принципов восприятия, заложенных в коммуникативной системе культуры.
В отличие от большинства московских художников, ТОТАРТ часто использует символический элемент, неотъемлемый от определенных культурных явлений (например, черное, белое, красное и золотое, отсылающее к их символической роли в русской иконе). Действие перформанса вскрывает пласты культурных стереотипов, чтобы выявить их неконвенциональное ядро. Перформанс подводит участника и зрителя к реконструированию первоначальных механизмов стереотипа, высвобожденного из-под напластования современных смыслов. Другими словами, в перформансах ТОТАРТ’а создаются такие ситуации, в которых традиционные культурные знаки и символы лишаются своих специфических фиксированных и застывших значений и обретают состояние перманентной флуктуации между культурным и природным. При таком подходе к действию перформанса важным элементом становится акцентирование игрового и пародийного начала.
В июне 1985 года художники вывесили объявление о Воскреснике в кооперативе “Квант”, где Жигалов работал комендантом; под объявлением стояла подпись - ТОТАРТ. Во время воскресника все заборы, скамейки и урны были выкрашены в золотой цвет. Перформанс назывался “Золотой воскресник”. Этот и другие перформансные события пародировали некоторые определенные аспекты советской социальной жизни.
Авангардная стратегия неожиданно обнаруживает себя в повседневных ситуациях, выявляя их абсурдность. Использование столь символического цвета как золото в столь парадоксальных обстоятельствах лишает его своей конвенциональной, концептуальной нагруженности, приобретенной им за долгие века. В акции золото фигурирует не в качестве культурного знака, а как природный элемент. Стремление вскрыть глубинные подсознательные архетипы обусловливает не только характер действия, но и пластическую экспрессивность работ ТОТАРТ’а. Художники аппелируют к бессознательным и чисто эмоциональным уровням восприятия. Ряд перформансов полностью связан с пластической трансформацией различных объектов. Центральной темой этих перформансов является исследование границ между двумя формами пространства - хаотическим и структурно организованным, их создание и преодоление. Конструкция куба, воплощающего идею идеального пространства, занимает главное место в нескольких работах. В перформансе "Белый куб" (1980) в пространстве комнаты из деревянных реек был возведен каркас куба. Участники забинтовали каркас и в результате созданный объект разделил их на две группы. Восстановить единство можно было только путем уничтожения созданного объекта (разрезание бинтовой поверхности). Физические действия перформанса здесь проявляются с особенной силой. Вместе с тем смещение смысла действий по отношению к их обычному контексту лишает их всякой практической цели. Сообщение не могло быть выражено на языковом уровне и полностью аппелировало к уровню бессознательных ощущений и эмоций. Такая последовательная линия на первичное, архетипическое посредством вскрытия конвенциональной, культурной оболочки сближает эти и другие работы ТОТАРТ’а с религиозными ритуалами.
В перформансе “Шестнадцать позиций для самоотождествления” (1985) этот же эффект достигался буквально: непосредственным физическим вхождением в пространство художественного делания. Оказываясь внутри, зритель терял привычную отстраненность от художественного произведения. Будучи отторгнутым от привычного жизненного пространства, участник утрачивал спасительной опоры обычных моделей поведения и в результате вынужден был, может, впервые в жизни “на ощупь” продвигаться в новой окружающей среде. Можно сказать, что этот перформанс представляет собой процесс создания картины изнутри самой картины. Художники двигаются вдоль стен по замкнутому периметру помещения, обрисовывая силуэты друг друга красной и золотой краской. В конце действия они возвращаются в исходные позиции и красят друг друга, так что их покрашенные тела как бы растворяются и сливаются с окружающим пространством. В ходе акции помещение незаметно из объекта становится субъектом, и начинает действовать самостоятельно. Перформанс в своей предельной выразительности достаточно прозрачен для постижения. Подобным погружением “внутрь” искусства, равно как разрыванием конвенциональных связей и пробуждением глубинных архетипов сознания акция как бы стирает все значения, навязанные социальными и культурными нормами. Остается только общее для всего человечества, “родовое”.
Основные темы, определяющие творчество художников суть: коллективное и индивидуальное, их границы, их взаимоотношения и возможные пределы их конструктивности и деструктивности. Действие целого ряда ТОТАРТ-перформансов строится, по определению самих художников, по принципу perpetuum mobile. Впервые этот метод применен в перформансе “Работа” (1983). Действие его было предельно лаконично: перенесение кусочков глины из одной кучи в другую. Абалакова переносила кусочек глины из первой кучи во вторую: а Жигалов из второй в первую. Перформанс строился, по крайней мере теоретически, как бесконечный и закрытый процесс. Вместе с тем такое доведенное до предельной простоты и упорядоченности действие самим бесконечным повторением одного и того же события ad infinitum в какой-то момент начинало восприниматься как нечто, не имеющее структуры, а потому хаотическое. Вследствие своей теоретически бесконечной природы, т.е. отсутствия точки отсчета относительно начала и конца, “Работа” не позволяла индивидуальному человеческому существу найти стабильную систему координат, а в силу этого и выявить определенную и персональную позицию по отношению к целому.
“ТОТАРТ выражает себя языком масс и обращается к массам” - так объясняют свою позицию сами художники. В своих акциях они создают ситуации, в которых стираются границы между рациональным и иррациональным, между “я” и “другим”, между личным и безличным. За фасадом обыденных и узнаваемых действий внезапно выступает неведомое измерение, не поддающееся логическому анализу.
Именно такие пограничные и нестабильные ситуации, которыми определяется и выражает себя Современное искусство, исследует ТОТАРТ в своих перформансах.
(Статья в Каталоге “Abalakova & Zhigalov. Works 1961-1989”. Third Eye Centre. Глазго. 1989)