Перформанс
1983 15 января
Место: Мастерская С. Сохранской на Малой Бронной, Москва.
Длительность: С 19.00 до 24.00
Материал: Две кучи мелких комков сухой глины, насыпанных
у противоположных стен.
Зрители входят в мастерскую, когда действие уже происходит, словно оно началось неизвестно когда. Н.А. из одной кучи переносит кусок глины в другую. А.Ж. из второй кучи носит кусок глины в первую. И так далее до бесконечности.
Поскольку в нормальных условиях “баланс” не нарушается, работа представляет собой чистое действие. Оно заканчивается не ранее, чем последний зритель покинет мастерскую. Работа построена по принципу “perpetuum mobile” и теоретически бесконечна. Этот принцип “тотального” действия и “тотального” присутствия, требующего от зрителя выбора, положен в основу дальнейших ТОТАРТ-перформансов. Художники (Мужчина и Женщина) образуют абсолютно автономную систему, не зависящую от зрителя (проблема Художник-Общество). В то же время это открытая система, так что ее не может нарушить никакое вмешательство извне, на которое она адекватно реагирует (исключение составляет физическое уничтожение субъектов действия). Когда зрители стали вторгаться в действие и переносить ведрами глину из второй кучи в первую, Н.А. и А.Ж. моментально изменили схему поведения и стали вдвоем переносить куски глины из первой кучи во вторую, восстанавливая “баланс”. Поскольку время “Работы” протекает как бы в вечности, темп ее замедлен и воспринимается как фрагмент какого-то ритуала. Происходит непрерывное чередование порядка и хаоса.