БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

А. Монастырский

Об акции "5 лозунгов (Bagan)"

Когда мы вышли на поле перед массивом леса Лосиного острова, то меня как-то особенно поразило отсутствие большой триангуляционной вышки, мимо которой мы проходили в 2007 году на акцию Rope (немного позже мы там гуляли с Бакштейном и он залез до ее середины). Эту вышку я поместил на заднюю сторону обложки книги "6-11 тома ПЗГ" в издании БМК.

 

Триангуляционная

 

Место акции - осинник на краю леса - получилось как бы между местами двух акций, там проведенных: в 2000 году - акция "Рыбак" и в 2007 - "Rope" (с немецкими романтиками).

Для меня эти лозунги на английском языке - акт отчуждения от своего рода "экзистенциальной теплоты" краеведческого дискурса (о жителях деревянных домиков в Сергиевом Посаде), перевод этого всегда национального текста на международный уровень этнографии как науки, такой анти-антиглобалистский жест "ливингстона в африке", фигура которого вновь стала актуальна в нашей провинции при очередном повороте политико-климатического колеса в сторону русской зимы. Что касается личных, субъективных созерцаний, то, уже уходя с места акции, я увидел промелькнувший с западной стороны места действия свет поля (акции "Рыбак"), свет Амитабхи, сквозь ткань последнего лозунга на самом краю осинника (по-моему, сквозь белые буквы слова "opposite").

Перед акцией я довольно долго искал подходящую колонку для фонограммы, пока не нашел на савеловском компьютерном рынке длинную красную колонку, своей протяженной формой как бы соответствующую длинным полотнищам красных тканей лозунгов. В акции эта колонка обеспечивала аудиальную часть, звуковое "продолжение" визуальных текстов, в результате чего, на мой взгляд экзистенциальный горизонт и глубина этих текстов также присутствовали во время акции. Когда текст фонограммы сменился на буддистский, он оказался слишком длинным и трудновыносимым для прослушивания в лесных условиях акции, в ее заданном ритме, да и по содержанию (там идет речь о малопривлекательной теории кармы), и по моим мутным интонациям чтеца, находившемся во время записи в каком-то придавленном состоянии, эта часть акции оказалась довольно напряженной, не комфортной.

Перед акцией, за 2-3 дня до нее, предполагалось, что участники просмотрят видео "ПЗГ +" в качестве предакционного штиммунга, но из-за моей забывчивости этот просмотр оказался чисто факультативным (видео посмотрела только О. Заикина, чья фигура и функция в акции из-за того, что она держала в руках красную колонку, оказалась в чем-то центральной):

https://www.youtube.com/watch?v=tQ4D9Ahi_1M

 

для ОЗ

Про эту колонку смешно написал Н. Панитков в своей "рецензии" об акции (в мейле ко мне):

"Хорошая акция.  Высокая проповедь Буддизма изящно уравновесилась низкой развеской лозунгов, тексты, к сожалению, прочитать не удалось, но помню их из твоего описания, на русском языке они звучали локально пронзительно и мне это нравилось, но тут очевидно ставилась другая задача,  реализованная, как мне кажется, несколько нарочито.   Удачным безусловно было  освя(е?)щение,  ландшафт, погода, яркие всполохи лозунгов на фоне леса. Особенно мне понравилась девушка с батоном варёной колбасы, первый раз смотрел без звука и этот момент меня очень развеселил. Так что поздравляю".

Топонимика Багана в акции присутствовала лишь на фонограмме (третья часть фонограммы) и в самом названии: "5 лозунгов (Bagan)". Известно, что от самого Багана (раньше писалось Pagan) 11-12 веков (Бирма) остались только культовые сооружения - ступы и дворцы, а сам город-государство, представляющий собой целое море деревянных домиков (с жителями в них), расположенных между этими ступами и дворцами, давно исчез без следа. Нет этого "моря" и на уровне краеведческого дискурса (его просто тогда и не было), в отличие от жителей такого же типа деревянных домиков Сергиева Посада, которые населяют "Штатные слободы" книги Шпаньковой (эти слободы, улицы так названы потому, что их жители с давних времен, в основном, работали штатно в Троице-Сергиевской лавре, также культовом сооружении и центре, как и ступы и дворцы Багана). В этой соотнесенности двух пространств и мифов кроется какая-то "щель" и "бездна" времени и веры, живого и мертвого, навсегда ушедшего, уходящего и продолжающегося в неизвестном направлении мира людей и богов.

Третьим объектом акции (кроме пяти лозунгов и красной колонки) был фактографический объект (-книга) "Мезонная теория ядерных сил" 1947 года издания со своим объемом пластических значений и дальних смыслов в структуре акции и вклейкой небольшого текста следующего содержания:

"19.7.17.  Эти 5 лозунгов в лесу должны быть именно такими   ЧИРКАМИ   красного   карандаша наподобие "чирков" элементарных частиц, точнее  -  их следов,   на   фотопластинках считывающих устройств синхрофазотрона... ".

                                        А. Монастырский

                                        14.10. 2017


146. 5 ЛОЗУНГОВ (BAGAN)