Мы выбегаем из Макдональдса, куда заходили в туалет, ловим машину у метро «Сокольники», опасаясь опоздать, едем вдоль окраин парка, обсуждаем, что ожидание акции, знание о других акциях КД, на которых мы не были, нелепые ситуации при спешке на акцию – уже её часть. Вот место акции: перерытый экскаваторами край парка, где кучкуются участники – тоже пограничье, где нельзя точно сказать, город это или природа, состояние благоустройства или уничтожения. И далее каждый вторгающийся в акцию элемент: полицейские на лошадях, птицы, гуляющие – воспринимается как непроизвольная, но, возможно, важнейшая часть акции, – и ловишь себя на том, что уже читал об этом эффекте в пересказе акций КД другими людьми, и ощущение удваивается, распадается на твое переживание сейчас и чужое переживание ранее. Уже на следующий день выясняется, что один из пригорков, задействованных в финале акции, имеет скрытое историческое измерение – что на этом пригорке акции проходили уже ранее, и кажется, что, возможно, всё происходящее значило что-то иное, чего ты не заметил и не понял.
Неустранимое присутствие внутри структуры и пространства искусства других, вроде бы внешних структур и пространств, необходимое присутствие внутри художественной ситуации воздействий акторов и агентов, казалось бы, располагающихся где-то за границами ситуации, несовпадение ситуации с самой собой, невозможность очертить её границы – такова постоянная логика акций Коллективных действий. Такого рода проникновение не-искусства внутрь искусства задает рефлексию о границах искусства, которые очерчивают не замкнутую область, но скорее складку или бутылку Клейна. В случае КД такого рода рефлексия является одновременно рефлексией о границах сообщества участников акции – рефлексией в том числе в сегодняшнем контексте, когда московский концептуализм уже воспринимается как признанное историческое явление, почти ностальгически манящее. И в акции «Исчезающий лозунг» постоянно производилась операция различения между старым костяком участников акций КД и «новичками»: через список постоянных участников, в котором нужно было выискать себя, через разные фотокарточки, выдаваемые «новичкам» и нашедшим себя в списке, через разные холмы, на которые направлялись разные участники; но также были и другие рассечения сообщества – например, на идущих по одному берегу Яузы и по другому.
Вопрос присутствия внутри ситуации эффектов других ситуаций, внутри сообщества воздействий иных сообществ – это вопрос, связанный с медиа, с медиацией. Раньше на акции КД звали по телефону; телефонный звонок, личная договоренность были её конституирующими средствами. В нынешней акции возник новый медиум, фейсбук. Возможно, он использовался при подготовке акций ранее, – но именно в этой акции фейсбук был осмыслен, отрефлексирован как медиум. Потому что именно включение в акцию фейсбука позволило, как кажется, вовлечь в акцию столько новых людей, и создало главный для этой акции разлом между «посвященными» и «новым поколением»; между людьми, связанными ещё через другие, прежние медиа, и людьми фейсбука, – возможно, более, суетливыми и прагматичными: как всегда водится на фейсбуке, на акцию записалось куда больше людей, чем пришло, а после акции все спешно поехали по своим делам.