Классический тотарт-объект
1987. Бамбук, металл, бронзовая краска, текст
Объект - ручная работа, несущая печать мануального исполнительства и жесты окрашивания-золочения. Тема рук (ручного вмешательства) незримо наложилась здесь на текстуру образа, пересекаясь с агрессивно-созидательным комплексом под знаком топора (фасций). Возникает расширенная, включающая “тоталитарные” нотки семантическая структура, искомая многомерность предельно конкретного и одновременно беспредельно абстрагированного образа.
Топор, как известно, один из символов “загадочной русской души” в ее далеко не однозначных проявлениях. Топор - олицетворение мятежно-разбойной удали и волюнтаризма сильной власти (“лес рубят - щепки летят”), аксессуар опричника, разбойника и палача и инструмент зодчего. Топор - эманация волевого-властного и анархически-безвластного начал (сигнал мятежа) и способ расчленять и упорядочивать жизненный ландшафт. Он же - и напоминание о ремесле лесоруба, увязанном не только с темой “деревянной руси”, но и с хайдеггеровской метафорикой “тропок дровосека”, лесных троп, выводящих к “подземным ручьям”: к забытому Бытию и скрытной Природе. Руки с топором качественно нейтральны, функционально обратимы - это и первое свидетельство вторжения в природу, предвосхищение техно-агрессии, и знак ностальгии по дотехнологическому контакту с природной средой. Под знаком топора сочетаются анархия и тирания, творчество и грубый физический труд; он - символ прорубания гносеологических ниш, в том числе “окна в Европу”, которое, увы, столь часто зарастает и требует все новых усилий.
Сергей Кусков.
“Творчество “ №11, 1990.