БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

СЛЕДЫ. ГОЛОСА. Видеоперформанс. ТОТАРТ

СЛЕДЫ. ГОЛОСА. МЕСТА

Видеоперформанс

2002

Акция в рамках проекта «Дороги, Дворцы, Города» (групповой поездки по еврейским местечкам в Западной Украине). Графика, фотографии, 2 видеофильма. Конечный продукт: видеоинсталляция (двухканальное видео, графика и фотографии).

Этот прекрасный месяц Тишрэй

Киев-Шаргород-Черновцы-Винница-Меджибож-Сатанов-Каменец-Подольский-Хотин-Вижницы-Куты-Черновцы-Бучач-Черновцы-Киев

Творческая экспедиция художников, педагогов и исследователей в области иудаики по историческим центрам еврейской культуры на Украине

В качестве участников данной экспедиции-семинара, в событие которого входили лекции по еврейской истории и по еврейскому искусству, занятия по изучению и творческому осмыслению еврейских классических текстов, индивидуальное творчество участников семинара (пленэр), выставки, подготовка печатных изданий, учебных программ и т.д., мы, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, на протяжении всего маршрута осуществляли перформансы и снимали видео-фильм. Cнятые на фото и видео следы этого путешествия в дальнейшем станут основой для мультимедийной инсталляции, частью которой, возможно, будет полиэкранный видеофильм.
В данный момент собранные нами материалы существуют в виде полутора десятков графических «следов», уже проявленных и напечатанных фотографий (их около 300) и 15 часов видеозаписи.

Следы. Голоса. ТОТАРТ

***

«Литературную часть» проекта, которому рабочее название «Следы следопыта», можно начать с цитирования всем известного (и многими до сих пор любимого) европейского писателя:
«… Оттуда (из Ура Халдейского) отправился в путь один пытливый и беспокойный искатель; взяв с собой жену, которую он из нежности, по-видимому, любил называть сестрою, а также других домочадцев… Он прибыл в Харран, город Луны на Севере, город дороги в земле Нахарани, где провел много лет и собирал души тех, кто вступал в близкое родство с приверженцами… Поэтому Харран, куда еще простиралась власть Нимрода, в самом деле оказался только «городом Дороги», то есть местом промежуточной стоянки, с которого этот подражатель Луны вскоре снялся…»
Понятно, о каком известном писателе и, тем более, о каком страннике идет речь. К этому стоит только добавить, что «странник» – это образ целой цепочки потомков человека из Ура, а лишь на первый взгляд полный недомолвок и темных мест текст Томаса Манна представляет собой напутствие и «полезные советы» любому страннику.
Проходя, человек приобретает это место. Предположительно, это происходит на земле, но, возможно, отражается в высших сферах, переходя в стадию нематериальности и мнимости. При помощи современных технологий, которыми иногда (что совершенно необязательно) пользуется искусство, происходит конструирование в парадигме мнимого. Реальность преобразуется в некое новое измерение; язык технологий создает мнимость и приобретает черты художественного опыта. Монтаж, при помощи которого в дальнейшем будет воссоздана и «исправлена» недостоверная видимая реальность.
Наши фото- и видеокамеры в определенном смысле были теми самыми «вратами», которые по тексту Томаса Манна «должны были принадлежать потомкам человека из Ура». Свет, проходя через эти «врата» и исчезая, оставляет воспоминания, следы, называемые решимо, записью.
Как бы то ни было, с конструктом тотальной реальности или… ее тенью, но в один прекрасный день вопрос встал ребром: Анатолий Жигалов, оказавшись в городе Шаргороде встал прямо напротив синагоги, превращенной в винный завод. По началу, никто не хотел открывать зал, где лоза претворялась в вино, но благодаря стараньям одной напористой женщины, сумевшей за короткий срок обзвонить все местное начальство, синагогу-винокурню, в конце концов, открыли. Оно и понятно: дело было в воскресенье, а в таком месте и в обычный день не найти ни держателя ключа от «врат», ни самого ключа. Так или иначе, страждущие оказались внутри синагоги, в центре этого вывернутого пространства, отчего сразу же охватило ощущение «разъятости», «разобранности», «развороченности» какого-то ранее существующего целостного (текста). Словно эта «деконструкция» специально выставлена напоказ в своей «закрытости». Либо наоборот, благодаря такой метаморфозе открылась подлинная природа этого помещения, долгое время наполняемого Текстом, так что оный забродил и Сам стал возгоняться в некую высшую субстанцию, нашим плотским очам и нёбу являющуюся вином. Таким образом, все оказались не просто внутри, а в самом эпицентре этой «производящей вино жизни синагоги». Огромный зал, наполненный трехэтажными бочками-емкостями голубого цвета, недвижно парящими на фоне ослепительной белизны стен. Все участники экспедиции с огромной скоростью устремились по винтовым лестницам, словно наверху их ожидала сама душа Машиаха. А кому-то пришлось лезть по этим лестницам в туфлях на каблуках и с тяжелым мешком, где лежала бесполезная обескровленная видеокамера (ее забыли подзарядить, что выяснилось в последний момент).
Так ничего и не сняв, мы спустились вниз: небольшой столик был накрыт белой бумагой, и на нем стояло несколько бутылок вина и бокалов. Владелец ключей стал нас угощать. Тут выяснилось, что мы забыли и рисовальные принадлежности: бумагу, на которой один из нас, а именно: Анатолий Жигалов в местах промежуточной остановки, откуда исходит некая эманация еврейского духа, зарисовывал след своей ноги, ступающей на оные места; другая же, Наталья, снимала это на видео, а некое третье лицо фотографировало и первого и вторую за этим занятием. Означало ли это, что судьба (пут) когда-нибудь поставит нас «подкинутых в чужую культуру» детей на исконную почву или подкинет нас «похищенных» и «подмененных» в культуру, еще более чуждую всем местам и возможным остановкам? Решение этой животрепещущей проблемы нашлось, как всегда оригинальное. На шкафу в «прихожей» валялись белые куски фильтра. Владелец ключей милостиво позволил нам взять один кусок сообразного размера, на котором «обрисовывающий стопу», то бишь Анатолий обвел свою голую стопу, обмокнув пальцы в смородинное вино, производимое в синагоге кабалистами-гоями из ягод, взращенных на костях народа Иакова. И, как водится, нет худа без добра: разгильдяйство по части зарядного устройства тоже обошлось; недостающий сюжет-акцию восхождения по спирали к сводам синагоги засняли нам сотрудники киевского ТВ канала «Интер», которые показали кусок по украинской программе. В этом сюжете один из нас вел камеру, фиксирующую его со спины.
Пришельцы угостили виноделов водкой, и этот потлач окончательно сблизил гостей и хозяев, еще раз обнаружив зыбкость человеческих маркировок и преходящность социальных ролей.
В заключение хочется привести (самим себе) слова Кавафиса:
Не уголок один потерян – вся земля,
Коль жизнь свою растратил ты, с судьбой напрасно споря.
«Растратил с улыбкой», - хочется добавить.

Наталья Абалакова
Анатолий Жигалов

30 ФОТОГРАФИЙ И СЛАЙД-ШОУ