БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

Рассказ Ю. Лейдермана об акции “Ворот”

Получилось так, что "Ворот" распался для меня на две различные акции, первую устроил я себе сам, а вторая являлась собственно работой "КД". С Савеловского вокзала все уехали в Лобню без меня, и я подумал, либо кто-то пришел и сказал, что вещь отменяется, и все быстро разошлись, либо я просто опоздал. Решил все же поехать в Лобню. Когда добрался до поля, то увидел, что там действительно никого нет, но я пошел все же по краю поля, надеясь отыскать если не зрителей, то хотя бы организаторов. Пройдя несколько шагов, увидел привязанную к дереву леску, уходящую в поле, подумал, что это остатки (только остатки!) разобранного оборудования перформанса, и пошел вдоль этой лески через поле. Тут же повалил такой густой снег, что, если не леска, я бы просто заблудился. А так я шел зигзагами по полю, держась за леску и понимая, что интереснее моего настоящего положения в этот день быть уже все равно ничего не может. Через некоторое время, когда я поднял голову, то увидел метрах в пятидесяти от себя всю группу и Н. Паниткова, крутящего ворот. Как сказал по этому поводу позже Н. Алексеев: "Среди прочего с поля вытянули и Юру Лейдермана", хотя не знаю, как все остальные оценили мое появление. На этом личная акция для меня закончилась и я стал наблюдать за действием вместе со всеми.

Вещь мне понравилась в первую очередь из-за удавшейся чисто визуальной стороны дела, было очень красиво- густой снег над полем и расходящиеся веером лески, с поскрипыванием выползающие из снега. Интересно сравнить эту вещь с ранней работой "КД" "Время действия", внешне они схожи. Но, если "Время действия" развертывалась, как и следует из названия, во временном, можно сказать, пустотном, умозрительном континууме, то "Ворот" сугубо графическая вещь, акция, распластанная на плоскости, подобно плану. На это указывают и гексаграммы И ЦЗИНа в партитуре. Мне кажется, что и другие работы, где чувствуется в большой степени авторство Н. Паниткова, носят такой подчеркнутый плоскостной характер - "А. Монастырскому", "Изображение ромба", из более поздних- "Выстрел" и особенно "Глядя на водопад".

На моей памяти только в "Выстреле" была предпринята попытка выйти, выстрелить из плоскости и, пожалуй, не очень удачная.

Поскольку действие развертывается на реально воспринимаемой плоскости, а не внутри наших голов (мы скорее просто видим, чем размышляем над тем, что видим) решающее значение для успеха имеет четкая, объективная, рациональная связь между концептом, прообразом действия и его визуальной реализацией (между структурой и дискурсом).В "Глядя на водопад" или в том же "Вороте" действие с классической ясностью разворачивается в соответствии со своей идеей до момента разрыва, остановки, который освещает, проясняет для зрителей полную тождественность перемещений на поле прообразу вещи- полученной графической схеме. В осознании этой тождественности вещи самой себе и заключается главный момент интеллектуального удовольствия и удовлетворения для зрителей. До этого момента вещь для них развертывается в двух планах: идея автора, неясная им до поры изюминка события, и зрительно наблюдаемое действие. В обозначенный момент эти планы восприятия сливаются воедино. Следует только сказать, что в "Вороте" момент разрыва визуальной ткани произведения (разрыв лесок) был диспергирован во времени, но это не меняет общий характер действия. Если выдержано соответствующее равновесие между объемом времени "непонимания" и моментом "понимания", зрители получают удовольствие от гармоничной выдержанности происшедшего. Сложность достижения этого равновесия, видимо, в том, что исполнитель находится в другом, нежели зрители, эмоциональном пространстве. Для него на первом плане стоит субъективное ощущение личной творческой задействованности в происходящем, как у Дж.Поллока в его "живописи действия".

"Как перформанс, так сразу какие-то веревки. И когда уже надоест авангардистам с этими веревками таскаться?!" - говорил один мой приятель в Одессе. Данная работа свидетельствует о том, что как раз внешняя новизна не является принципиально необходимой, и не оригинальность события сообщает ему культурную значимость. Успех работы, а это, для уже давно сложившегося организма "КД", в конечном итоге удовольствие, получаемое зрителями и участниками (у каждого свое),определяется простой "интересностью" вещи и четким, с минимальными затратами, воплощением этой "интересности" перед зрителями. И, пожалуй, способность "КД" делать интересные работы, по-прежнему "держась за веревки", свидетельствует об их нормальном функционировании.

ноябрь 1985 г.

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД