TRANSLATION IN ENGLISH
Когда мы перемещали черепаху в акции «131» (30.8.2012) и подошли посмотреть на «красную намотку» (см. фото «Буря в лесу»), мне стало окончательно ясно, что пора снимать этот объект. Но я долго не мог придумать форму этого снятия – просто ли снять и отдать кому-то в коллекцию (Г. Титову, например, или А. Рябовой для ее сайта артистприватколлекшн; в итоге портрет в рамке взял Альберт в свою коллекцию) или сделать это в виде акции КД. В итоге возник план акции, где содержанием было не показывание чего-то зрителям, а сам путь на акцию (преодоление снега), пикник с едой и выпивкой и просто снятие объекта с дерева как элементарное действие.
Фактографию я придумал после того, как написал в своем дневнике следующее:
27.1.2013.
… возникли рассуждения по поводу чисел и геометрии пространства-времени, которые нам даны через числа, причем пространство – линейка, отрезок прямой, а время – круглый циферблат часов (хотя понятно, что «большое время» истории тоже дано как «линейка» годов из прошлого в будущее). Наглядность «вечности» времени в часах больше присутствует, чем наглядность «бесконечности» пространства в линейке. И момент движения (через стрелки часов) тоже привязан к времени, а не к пространству, в пространстве мы сами движемся по линейке, а время движется само по себе по кругу часов. Круг (время) и Прямая (пространство), и все это через числа, цифры и там, и там. То есть можно сказать, что именно через числа мы закоординированы в хронотопах, в пространстве-времени. Из-за того, что нас постоянно сопровождают числа на пути, они могут и определять направление нашего движения и дальше, в будущем, и в этом смысле «определять судьбу», предпочтения, избирательность. То есть дигитал действительно как стихия, пусть и вторичная (субъективно мы входим в мир без чисел, хотя объективно нас сразу вычисляют – наш вес, рост, когда и во сколько родились и т.д., и потом мы уже сами подключаемся к этому внешнему координированию, но внутренне мы всегда пребываем «без чисел», в вечности и бесконечности, в этом и есть один из аспектов нашей глубинной дочисловой природы будды: недигитальность).
Из этого рассуждения возникли коллажи для фактографии с часами и линейкой. Сначала я хотел их делать все размером А3 (такие большие ламинаты мы еще не делали в качестве фактографических подарков), но потом Сабина предложила сделать их трех размеров – А3, А4 и А5. Мне сделали ламинаты в печатном салоне «Оттиск» на Мясницкой.
Вскоре после этого у меня сбилась одна стелька в сапоге, я ее вынул – и вот что обнаружилось на ее внешней стороне:
(купил сапоги за 1300р 27 ноября прошлого года в обувном на Цандера над Пятерочкой)
Сапоги – китайские, и по И Цзину этот знак – 666 - обозначает триграмму «земля» - три шестерки – над быком, то есть как бы «земляной бык», каковым я и являюсь по китайскому календарю по рождению – 1949 год.
А по христианскому толкованию это вообще знак «антихриста» - жена на багровом звере, число которой 666.
Это можно проинтерпретировать так, что акция по снятию красной намотки иллюстрирует 61 главу «Путешествия на запад», где идет сражение за Танского монаха с «Князем с головой быка, который писал знаки киноварью».
В том эпизоде важным атрибутом силы у князя и его жены Лочи был веер. Я никак не мог сообразить (уже после акции, для вот этого рассказа), есть ли там, в акции, хоть намек на какой-нибудь веер, а потом вспомнил, что прежде, чем раздавать фактографию, я разложил ламинаты изнанкой вверх именно ВЕЕРОМ (как игральные карты), и так их раздавал. И потом уже отдельными листами – особенно большими А3 – зрители махали в воздухе (этим разобранным на части веером). Лоча (ЛЧ) представлена там Линейкой и Часами (ЛЧ) на фактографических листах, из которых и был составлен «ВЕЕР» (Лоча – мать Красного младенца, он же великий князь, Просвещенный младенец Ин, рожденный в пещере Огненных облаков, у горного потока Высохшей сосны, стекающего с горы Воплей – ранее побежденное Сунь У Куном существо). Вообще целиком этот эпизод в романе занимает три главы – 59, 60 и 61.
Конечно, это все очень дальние и необязательные ассоциации, аллюзии и привязки к сюжету «Путешествия на запад». Но поскольку он был заложен в 2008 году, интересно выискивать его следы в реальной акции, которая совсем не строилась специально на этих деталях сюжета. Но механизм творческой избирательности при построении элементов сюжета акции так сработал, что их можно найти по типу аллитераций, как, например, в басне Крылова «Свинья под дубом»: …Наелась желудей досыта, до отвала… - ела-….-елу-…-ала-.. . И так почти в каждой строчке этой басни. Вообще хорошие стихи обычно насыщены такими внутренними рифмо-фонетическими аллитерациями. В случае же нашей акции мы имеем дело со своего рода «атомарной» аллитерационно-семантической структурой сюжета (на уровне букв, например, как в случае с «лч»). Я считаю, что в документацию акции не лишним будет ввести файл с текстом всей главы № 61 из этого романа У Чен Эня.
В практике КД такое «заимствование» из старокитайских романов было и раньше, например, на уровне первого тома в акции «Картины» 1979 г удаление организаторов акции в поле от зрителей интерпретировалось на одном из конвертов как: «л) - Бао Юй возвращается на небо в сопровождении двух монахов» - сцена из романа Ши Най Аня «Сон в красном тереме».
Вообще несмотря на всю непохожесть и даже противоположность старых акций и этой, новой, – раньше у нас были огромные пустые поля, дали и перспективы, тут же - зажатость в маленьком пространстве (пещеры?) – даже побочные обстоятельства этой акции схожи с таковыми же 70-х годов. После акции я, как и в 79 году после «Места действия», заболел сильным бронхитом (и тогда, в 79, из-за этого не смог поехать на досъемку). Во время этой акции и сразу после нее мы (в основном я) страшно орали и «пели» - так обычно бывало и накануне акций в 70-е и 80-е: мы для подготовки приезжали на дачу НП накануне, там выпивали и пели, орали «дикие песни нашей родины».
На акции весь этот сюжет «битвы духов и оборотней» разыгрывался исключительно на аудиальном поле (сначала через фонограммы на плеерах, потом через импровизационные крики и завывания – мои в основном, но не только – в качестве «заклинаний» и «мантр»).
В игре Зельда сражения героя Линка сопровождаются той самой «дворцовой темой», которая в нашем случае воспроизводилась с 4-х плееров. Эта музыка героического звучания, она создавала своего рода звуковую мандалу с колонками-воротами по сторонам света, в которой и происходила «битва». Пятый плеер располагался немного в стороне от полянки, из него доносились звуки буддийской службы. Эту фонограмму можно рассматривать на этой звуковой карте как звучание, рёв и голоса оборотней-монстров и воюющих с ними добрых духов – с одной стороны, с другой как духовный штиммунг вообще для всей этой ситуации битвы за Танского монаха (в роли которого выступал композитор и музыковед Эгон Веллес, точнее – его портрет на дереве под красной намоткой).
Фигурки Мао и черного полководца с двумя топорами на троне я купил у китайцев на ВДНХ. Сначала я был уверен, что полководец – это Сунь У Кун, потом из-за топоров – Ли Куй, но кто это на самом деле – неизвестно. Сочетание двух скульптурок из гипса – черной и белой – меня как-то сразу заворожило, когда я их увидел первый раз в витрине. Мне показался важным акцент некоторой «европейскости» по манере исполнения и в той, и в другой скульптуре, они даже напомнили маленькие модели могильных памятников именно на европейских (а не на китайских) кладбищах. Для меня в акции они носили чисто созерцательный характер, просто как две мифологические формы. С точки зрения литературного сюжета «битвы» их можно расценивать как своего рода «командный пункт», но вот чей командный пункт – злых оборотней или добрых духов – непонятно. В этом смысле необязательного соответствия здесь все мерцает и переливается (семантически).
Важно было дойти до места действия через глубокий снег в лесу. В этом смысле очень помог Дима Володин – он шел первый и прокладывал нам всем путь. Я купил 15 упаковок по 10 штук в каждой черных 100-литровых пакетов для мусора и несколько скотчей – синего и оранжевого (красного) цветов. И пластмассовые стаканчики для коньяка тоже были двух цветов – синие и красные. То есть и на цветовом уровне было как бы разделение зрителей и участников на две команды: «синюю» и «красную». Но кто «за кого» играл в этой литературной «битве» – совершенно непонятно. Никаких персонификаций не было, только абстрактные структуры на уровне звуков и цветов (в августе прошлого года я посмотрел фильм Кинг Ху 69-71 гг «Касание дзен», там один генерал-злодей в желтом использует в битве как оружие длинную красную ленту, которая сначала намотана у него на поясе – я еще тогда заметил, что лента очень похожа на нашу намотку; в конце он там кончает самоубийством – бросается со скалы).
Коробочки (10 штук: 2 золотых, 2 синих и 6 бардовых), на которых сначала стояли объекты акции (плееры, видеорегистратор и 2 фигурки) - от металлических животных-шкатулок – белых медведей, жирафа, быка, попугая и т.д., в которые я помещаю карты microcd для своих работ на микро-тему «огромного в малом». После разрезания красной ленты в них были положены ее куски и розданы некоторым зрителям как дополнительная фактография. Они – пластически важный элемент акции и кроме того в литературно-мифологическом смысле их можно проинтерпретировать как «пустые ваханы» (мифологические ездовые животные для божеств):
Вахана зачастую является и символом божества, чьим ездовым животным является (Нанди, бык, вахана Шивы, олицетворяет мощь и т. д.). Ваханы, кроме того, умножают силу своих повелителей (Дурга не смогла бы победить демона Махишасуру без помощи своего ваханы — льва Манаштхалы) и обозначают злые силы и пороки, которыми повелевает или которые подавляет божество (Сканда, чья вахана — павлин, обладает властью над тщеславием).
Правда, в акции все было не на уровне символов, а на уровне технического оборудования и инструментов, что важно подчеркнуть для понимания другого («пустого» в смысле шуньи) аспекта акции.
Из выпивки на акции было 2 поллитровых бутылки армянского коньяка, бутылка дагестанского коньяка, фляжка коньяка Лезгинка, фляжка виски и бутылка ликера амаретто. За микроавтобус ford на 16 мест я заплатил 9000 рублей (чуть больше 200 евро на тот момент) - с 12 утра до пол-восьмого вечера.
Через день после акции, 23 числа, повесился Березовский в Лондоне, что неприятно «подлипло» к интерпретациям (поскольку действие было вокруг дерева березы – на ней была красная обмотка с Веллесом и первый плеер). Кавказская тема тоже была центральной как в подписи под портретом у нас, так и в деятельности Березовского конца 90-х начала 2000 годов, все как-то вокруг этого было накручено на уровне «современной истории России» (среди прочего). Когда НП снимает красную ленту (слышно на видеозаписи) он говорит: «вот и березу освободили» - и на дереве отчетливо видна белая веревочная петля, которой был примотан плеер над портретом. То есть возникла такая провиденческая синхронизация и связь между этими двумя событиями – березой 21 марта и «Березой» (кличка Березовского) 23 марта. Если посмотреть на совсем тонкие дигитальные нюансы гексаграмм И Цзина по отношению ко всей этой истории, то мы обнаружим связь между «береза» и «березовский» через 61 гексаграмму (номер главы «Путешествия на запад»), которая называется «Внутренняя правда». При перекодировании этих двух слов у нас возникают «ворота» 6-1: б – это графически цифра 6, а последняя буква в первом случае – А- № 1, а во втором случае – Й- №11, то есть и в том, и в другом случае написания мы получаем весь набор чисел в «воротах» числа 61 – береза – 6 6 18 6 3 1, березовский – 6 6 18 6 3 16 3 19 12 10 11.
Вообще любопытно, что Березовский повесился 23.03.2013. Эта дата для него была роковой, поскольку он повесился скорее всего на почве своего разорения. А в этой дате присутствует 5 раз(!) цифра 23 (гексаграмма № 23 в И Цзине называется «Разорение»): само число- 23,
потом "ворота" числа и месяца - 23.03 - тоже 23,
потом большие ворота всей даты по краям – 23,
ворота самого года -2013- 23,
наконец пятое 23 – обратное в середине даты из 03.20… .
В ранних акциях – когда был минимализм одного какого-то элементарного жеста (появление, удаление, вытягивание веревки, хождение и т.д.), когда сиял свет пустых полей и далей, свет молодости, такого рода «подлипаний» и синхронизаций не было – там были первичные миры: просто время, просто пространство (как стихии и созерцания). В последних же акциях это уже какие-то десятиричные уровни напластований текстов и интерпретаций: все, что угодно, можно привязать одно к другому и сотому в мусорной яме литературных символов и ассоциаций. Было ли вообще на этой акции что-то незнаковое? Скорее всего этим «незнаковым» был просто «концерт в зимнем лесу», выпивка, еда, сам путь по глубокому снегу туда и обратно и время нахождения в этом экзотическом для городского жителя месте.
1.4.2013.