БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ


В 1897 году от Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) начали строить южную ветку к русскому Приморью. Потянули ее не вдоль дуги русскокитайской границы, а по договору с Китаем напрямую по территории Маньчжурии. В историю она вошла как КВЖД. Китайско-Восточная железная дорога способствовала быстрому экономическому развитию прежде отсталого региона. Но ее история не раз сопровождалась трагическими для России событиями.
В Китае конца XIX века зрел бунт. Страну разоряли европейцы, американцы и японцы, безраздельно пользовавшиеся ресурсами страны. Очень раздражали китайцев многочисленные миссионеры, чья религия шла вразрез с местными верованиями. Ко всему в начале 1890_х годов на страну обрушились засуха и эпидемия холеры. И суеверные китайцы считали, что болезнь на них насылают «заморские дьяволы», как они называли иностранцев-христиан. В 1898 году началось движение ихэтуаней (многие повстанцы занимались боевыми искусствами, почему и были прозваны англичанами «боксерами»). Гнев восставших был направлен на иностранцев, в которых они видели главную причину своих несчастий. Заодно недовольство китайцев обрушилось и на русских, приехавших строить КВЖД: путейцев, телеграфистов, железнодорожных рабочих и военных. Истязали и китайцев-христиан. Правда, сначала им предлагали отречься от Христа. Твердо стоящим в вере вспарывали животы, отрубали головы, трупы рубили на куски... С 1902 года Русская православная церковь начала отмечать 24 июня память 222 православных китайских мучеников.

Борис Верховский окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Затем работал на постройке участка Павелец — Москва Рязанско-Уральской железной дороги. Весной 1899 года молодой инженер прибыл на строительство КВЖД, попав в самый разгар восстания. 23 июня китайцы атаковали все русские посты вдоль железной дороги. В ночь на 24 июня служащие и стражники железной дороги начали отступление из Мукдена. Отряд, в котором шел Борис Верховский, начал с боями пробиваться на юг. Они рассчитывали на помощь русского отряда в Ляояне. Однако когда Верховский с товарищами пробрался сквозь китайские посты к железнодорожным зданиям, то увидел там только обезглавленные и изуродованные трупы русских. Помощи ждать было больше неоткуда... Небольшая группа с инженером Верховским решила отделиться от отряда и пробиваться самостоятельно, но это им не удалось. Бориса Верховского с товарищами схватили и казнили в Мукдене. После казни его голову вывесили в клетке на стене Ляояна.

После подавления восстания останки замученных и казненных служащих дороги и стражников с почестями предали земле. В августе 1901 года останки Бориса Верховского по просьбе его матери перезахоронили в Москве на Пятницком кладбище. На опознание ездил его родной брат Глеб. Захоронили останки 23 августа (по н.ст.) 1901 года. — Имя Бориса Верховского было занесено на мемориальную доску Института инженеров путей сообщения в Петербурге, но до наших дней она не сохранилась, — продолжает Петр Захаров. — Поэтому, на территории России единственным памятником кровавых событий 1900 года в Китае остается надгробие на Пятницком кладбище.

 

На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

 

Надгробье Бориса Алексеевича Верховского
Надгробье Бориса Алексеевича Верховского
Надгробье Бориса Алексеевича Верховского


130

 

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИИ И ВИДЕО-ART | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ | КНИГИ | КАНАЛ PODJACHEV

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ