БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

А. Монастырский

Об акции «Пересечение-2»

По сравнению с акциями первого тома Поездок все последние акции производят довольно мусорное впечатление из-за наличия в них китчевых элементов – шароголовый, павлиньи рамки и т.п. Мне приходится самому себе напоминать, что все эти элементы – «предмет-рама», а в центре акций все та же пустота, природа и просто пространственно-временные переживания, события.
Образ веревок в акции «Rope» был многими зрителями воспринят как мрачный образ «повешения», суицида, связанный и с немецким романтизмом, и с депрессивной атмосферой нашего времени.
На самом же деле веревки несли чисто пластическую функцию – они смягчали контраст между жесткими графическими картонками с портретами и деревьями, на которых портреты были повешены. Возникала связка «ветки – веревки», через которую лес, портреты и снег как-то композиционно и фактурно соединялись.
Так что веревки были чисто техническим элементом и белая коробка с надписью ROPE, куда веревки потом были сложены и коробка повешена на дерево, как раз и подчеркивала, выделяла этот чисто технический элемент (придумывая эту коробку, я отталкивался от впечатления, когда увидел по телевизору какое-то складское помещение с полками, уставленными белыми коробками с черными надписями на них, внутри были части моторов, детали и т.п.).
Сюжет акции «Пересечение-2» возник у меня в связи с изготовлением космических карт «Места КД» из Google Earth, на которых я отмечал места проведения акций цифрами в кружочках.
Мне хотелось следующую акцию провести как реализацию условного обозначения (цифра в кружочке) на местности, просто повесить на дереве круг с цифрой «113» на нем, обозначающей номер этой новой акции в списке акций КД.
У Макаревича в мастерской оказался подходящий металлический круг, представляющий собой какой-то дорожный знак. Место для повески этого круга я выбирал по карте Лосиного острова, соотнося его с кружками предыдущих акций, помещенных на карте.
При рассматривании карты с кружками, мысленно соединяя кружки линиями, можно было представить их и в виде созвездий.
И я выбрал место для «113» таким образом, что при нанесении на эту карту нового кружка с цифрой соседние кружки, вместе с этим новым, соединяются в подобие созвездия Большой медведицы. Получался как бы ковш и ручка, в которой, правда, не хватало еще одной звезды. Надо было что-то сделать и в этом месте, чтобы можно было его обозначить (тоже цифрой 113) потом в виде кружка на карте и получить рисунок Большой медведицы с нужным количеством звезд.
В сущности, было совершенно не важно, что именно могло быть повешено в этом дополнительном месте, поскольку условность этого места на карте была стопроцентной, нужно было просто как-то обозначить его событийность в структуре акции, то есть что это место было задействовано во время акции и может быть нанесено на карту исключительно в значении своей задействованности и не более того.
Сначала я думал поместить туда крошечный портрет Моцарта в традиции работ КД с портретами в последнее время. Но потом нашел в интернете астрофизический знак, график, связанный с понятием «горизонт событий». Он мне показался более уместным и по своей астрономической принадлежности (звезды, побуждающий мотив вырисовывания созвездия кружками с цифрами), и по указанию на просто «событийность» этого места без конкретного наполнения.

Моцарт горизонт событий

Я стал искать подходящую рамочку в магазинах, но ничего не нашел. Потом в магазине «Красный куб» на Алексеевской наткнулся на две странные металлические рамки в виде павлинов в стиле психоделического китча и купил их.
В это время я как раз играл в компьютерную игру Wizardry 7 из ностальгических соображений (я играл в нее в 1993 году; это невероятно разработанная игра неким Бредли, в которую можно играть много месяцев, с огромным руководством к ней; в то время еще делались компьютерные игры, в которых, действительно, «открывались миры», в них была и живая эстетика, и метафизика, и дискурс, о чем я писал в статье «Наблюдение печатей»).
Степень психоделики этой игры очень соответствовала психоделики павлиньих рамок.
И в процессе игры возник очень подходящий эпизод, сюжет с подходящим визуальным образом для купленной рамки.
Команда героев в городе монахов Munkharama попадает в совершенно темное помещение (черный экран), где в абсолютной темноте нужно сообразить набить курительную трубку смесью табака и какой-то пастилы, разжечь ее и на этот дым из тьмы появляется некая Нирвана, предлагающая героям на выбор четыре предмета силы, из которых я (уже второй раз) выбрал Sword of Four Winds, в несколько раз увеличивающий мощь удара того персонажа, которому он вручается.
Почему-то эта Нирвана при своем появлении объявляет, что она есть Spirit of Life, and the spirit that unites all creations and destruction. Вот это вот появление Нирваны из полной тьмы (причем не сразу, а нужно было несколько шагов во тьме сделать) для задуманной акции было сюжетно подходящим, поскольку там рядом в 81 году проходила акция «Темное место» и цифра в кружке на карте, обозначающая эту акцию («25»), была задействована в рисунок Большой медведицы.
Начало акции планировалось так, что Лейдерман некоторое время стоит на этом месте № 25 и держит перед собой одну из павлиньих рамок, в которую вставлен черный бумажный круг. А во вторую павлинью рамку в конце акции и была помещена эта Нирвана, появляющаяся в игре из тьмы и исчезающая в ней после вручения героям меча – так же, как ее изображение в рамке исчезло у нас в акции под черной тряпкой (кроме функции соответствия с игрой эта тряпка наматывалась на рамку для того, чтобы скрыть ее от бомжей, которых довольно много в этих местах: если бы они увидели эту рамку на дереве, они тут же бы ее сняли, вещь не дешевая).
Таким образом структура ткани акции и ткани игры переплелись между собой и перемещения участников во время «Пересечения-2» (а было шесть точек таких перемещений) очень напоминали перемещения персонажей (и игроков) в компьютерных играх (о чем сразу после акции заметила Д. Новгородова). Чисто виртуальный замысел собственно акции (просто повеска ее номера на дереве), инспирированный манипуляциями с картами из космоса, также виртуально развернулся и по другим местам акции. Два объекта акции (круг с номером и существо в павлиньей рамке) оставались на своих местах спустя два месяца после акции (не знаю, как сейчас). То есть их «пустое действие» (внедемонстрационная обращенность к анонимному зрителю) оказалось довольно длительным.
Белый круг с цифрой «62» и фотоколлажем, повешенный под мостом над Яузой, исчез быстро, поскольку не был никак замаскирован.
Он маркировал последнюю звезду ручки ковша Большой медведицы и место проведения акции «Розетка» из 6 тома Поездок за город. Тогда тоже на веревке над водой был повешен гипсовый круг-розетка, так что в «Пересечении-2» эта акция была как бы повторена, только вместо гипсовой розетки повесили этот круг с цифрой-номером акции «Розетка».
«Розетка» делалась тогда, когда еще существовала группа МГ и на фотоколлаже белого круга «62», где Лейдерман стоит над могилой некоей Тишины МГ на Рогожском кладбище, это «МГ» и отсылает к ныне покойной группе Медгерменевтика, одновременно отсылая и к ныне здравствующей группе «Капитон» (Захаров, Лейдерман, Монастырский), одну из встреч которой мы проводили на Рогожском кладбище.
МГ, Капитон и КД соединяются еще и в четвертой точке «Пересения-2», где Макаревичу и Елагиной были вручены коллажи, сделанные на материале Wizardry 7, акции КД «Темное место» и той же фотографии Лейдермана над могилой Тишины МГ, причем эта четвертая точка (№ 65) – то место, где была проведена акция «Вручение» для Ануфриева, тоже члена действующей тогда группы МГ. Причем следует еще отметить, что и «Розетку», и «Вручение» мы делали с Сабиной после завершения первого этапа деятельности КД, для шестого тома «Поездок за город», именно в рамках не группы КД, а «СХ, АМ», и только уже после 7 тома «Поездок» мы ввели акции 6 тома в каталог акций КД.
Так что на самом деле здесь идет речь о «пересечении» деятельности пяти групп: КД, «СХ, АМ», МГ, КАПИТОНА и группы «CDS» - персонажей компьютерной игры Wizardry 7 (ее подназвание – Crusaders of the Dark Savant, которое также отсылает к «Темному месту» одноименной акции КД, №25, включенной в структуру «Пересечения-2»). Группу этих персонажей в игре я назвал по именам Захарова, Лейдермана, Паниткова, Елагиной, Макаревича и АМ, то есть по именам так или иначе действующих персонажей во всех остальных группах. Шестая группа – это собственно группа участников акции «Пересечение-2» (П-2), которая и могла наблюдать всю эту сложную систему взаимодействия и передвижения групп в процессе собственных перемещений.
Таким образом имел место просто переход («хождение») с одной точки на другую участников разных групп московской концептуальной школы на поле взаимодействия этих групп между собой, координированное с одной стороны космической съемкой этого места через программу Google Earth, с другой стороны – компьютерной игрой в жанре RPG.
В шестой, конечной точке этих перемещений, на холме, после довольно невнятных объяснений происходящего, я вручил Лейдерману эту карту с обозначениями перемещений (линий) и точек (кружков с цифрами), по партитуре которых все это и происходило.

сентябрь 2008.

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrski Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ | КНИГИ | АКЦИИ и ВИДЕО-ART

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД