БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

 

А. Монастырский

Об акции «Бочка 120»

И акция «Перемещение-3», и «Бочка 120» возникли случайно. Круг с цифрой 113 акции «Пересечение-2» упал с дерева, надо было что-то с ним делать (хотя можно было и оставить на месте), и возникла идея переместить круг на поляну «Библиотеки» рядом с Киевогорским полем. Причем окончательное решение сформировалось практически по пути к кругу.
«Бочка 120» как идея возникла совсем уж случайно и по «прикладному» поводу. Кулик попросил меня дать ему видео акции «Русский мир» для одной своей выставки. Я вспомнил, что в прошлом году в процессе акции «Три мегафона для Капитона» мы положили видеодиск с «Русским миром» на дерево у Яузы. И предложил Кулику достать его оттуда. Потом подумал, что хорошо было бы оформить доставание диска как акцию.
Мы с Куликом уже делали одну акцию в Ботаническом саду – «Пересечение», еще в период его концептуального анимализма, в 97 году.
Видимо, из-за того, что последняя акция была связана с цифрами – 113, и проводилась примерно в том же месте, я как-то автоматически набрал в поиске Google цифру 120 (номер предполагаемой акции в общем списке) и открыл страницу картинок. Среди прочего выпала картинка, изображающая голубую бочку с красной крышкой. Меня она заинтересовала. Оказалось, что это бочка емкостью 120 литров, поэтому она и попала в результаты поиска.
Кстати, этот алеаторический прием я уже использовал при «ненаписании» текста про акцию «Перемещение-3», с цифрой 113. Я также набрал в Google 113 и выпала статья про унунтрий – гипотетический элемент из таблицы Менделеева, которому дали название по его номеру в таблице – ун (1) ун (1) трий (3). Я поместил в материалы акции этот текст про унунтрий вместо специально написанной статьи через линк с карты с местоположением акции «Библиотеки» и связанных с ней других акций.
Чисто алеаторическое возникновение бочки открыло целую цепь контекстов, связанную с акцией «Бочка» 85 года, фонограмму для которой я записывал именно в тех местах. Тогда я нашел небольшую металлическую бочку под железнодорожным мостом над Яузой и катил ее по дороге на запад, в сторону Малахитовой улицы, записывая на магнитофон дребезжащие звуки, которые она издавала при этом. В новой же акции предполагалось, что Кулик понесет голубую 120-литровую бочку тоже от этого моста, но в прямо противоположную сторону, на восток – к заводу Красный богатырь.
Причем интересно, что именно такая – голубая с красным - бочка продавалась только в подмосковном городе Железнодорожный. А в акциях «Звуковые перспективы поездки за город» и «Партитура» использовалась черная вытянутая коробочка с надписью: Станция Реутово – следующая станция Железнодорожная (имелся в виду именно г. Железнодорожный).
Возникшие коннотации с прежними акциями очень легко выстроили звуковой ряд новой «Бочки 120»: я попросил С. Загния сделать чередующийся монтаж из двух фонограмм 85 года – звук качения железной бочки из одноименной акции и звуки стройки большого фанерного зайца, записанные в 85 году на Киевогорском поле перед акцией «Русский мир». В новой фонограмме монотонно-минималистские куски звуков от катящейся бочки чередуются с очень экспрессионистской фонограммой стройки Большого зайца: звук пилы, стук молотков, громкие крики членов КД с частым использованием матерных слов и т.п.
Железная бочка, которую я катил под дождем в 85 году на запад, была хоть и меньшего размера, но тяжелее цветной пластмассовой бочки для Кулика, которую он нес на восток сначала на себе, а потом она сама поплыла по речке и, исчезнув под «Богатырским мостом» (автомобильном), скрылась на территории завода Красный богатырь. Она исчезала под мостом именно в той визуальной перспективе, в какой в 91 году снимался на видео вид втекания Яузы под этот мост на территорию завода для моей выставки «Окрестности галереи Риджина-арт», организованной там неподалеку Куликом. Из всей той выставки (кроме общей краеведческой идеи окрестностей) я чувствовал «своим» эстетическо-технологическим элементом именно это видео. Так что завершение акции происходило как бы в этом экспозиционно(а не акционно)-историческом контексте. При всей несхожести и даже противоположности эстетик моей и Кулика, они иногда соприкасаются, возникают пересечения (отсюда название первой акции для Кулика «Пересечение» 97 года; и новую акцию первоначально я хотел назвать «Бочка-2 – (Пересечение-3)», но оно было явно громоздким и по совету Г. Витте была названа «Бочка 120»).
На той выставке «Окрестности» я предполагал, что Кулик у художника завода Красный богатырь закажет какое-нибудь художественное изделие. Однако Кулик сделал более удачный ход: он заказал Т. Антошиной керамический макет самого завода (не знаю, по проекту ли заводского художника или как), и это фарфоровое сооружение, помню, я тоже тогда осознал – наряду с видео Яузы – как «свой» элемент, хотя и сделанный Куликом, в отличие, например, от дерна, которым был покрыт пол галереи.

Впрочем, хотя жест с дерном был структурно совершенно не текстовой, как бы «антиконцептуалистский», именно противоположный моей эстетике, теперь он воспринимается мной в дальней временной перспективе как довольно интересный. Есть фотография той выставки, где группа зрителей и организаторов стоят вокруг могильной плиты, принесенной на выставку с Богородского кладбища (в том районе находящемся). Провиденциальность этой фотографии обнаружилась довольно скоро, тем же летом (не знаю, закончилась ли к этому моменту сама выставка или нет), когда защитники Белого дома в 91 году тем летом, что называется, «стояли насмерть», сплотившись вокруг Ельцина и Горбачева, как группа на этой фотографии вокруг могильного камня (многие люди из той фото-группы приняли тогда участие в знаменитой защите).
Концептуальное поле акции «Бочка 120» оказалось очень большим полем с многочисленными связями и отсылками, в отличие от предыдущей акции «Перемещение-3» с кругом 113, которая была исключительно минималистской, акцией двух простых физических жестов – транспортировки круга и его подъема, повески на дереве довольно высоко над землей, что было сделано только благодаря А. Малышкину, его молодости, силе и ловкости. «Перемещение-3» стоит в ряду скорее самых первых акций первого тома – Появление, Либлих, Фонарь, в чем она, конечно, имеет огромное преимущество (эстетика прямого действия и феноменологической редукции со снятием символических смыслов) по сравнению с типичной для ряда последних акций «Бочкой 120» со множеством контаминаций, связей и контекстов (хотя уплывание, исчезновение бочки тоже как бы растворяет, стирает все эти связи – «пустое действие» присутствует и в этой акции, несмотря на все символические и семантические навороты).
В этой акции неожиданным оказался неучтенный «третий вариант» с диском на дереве. Предполагалось, что он там или есть и работает, или тоже есть, но не работает, испортился под воздействием погодных условий. Вариант, при котором он отсутствует, не рассматривался, поскольку при многочисленных посещениях во время прогулок этого места коробка всегда была на дереве. И во время акции коробка оказалась в полной сохранности и на своем месте на ветке, но диска в ней не оказалось. Трудно себе представить, что кто-либо из обитающих ли там бомжей, детей, которые в те места не ходят, поскольку они довольно дикие и бомжовые и там живут бродячие собаки во главе с черной, которую мы прозвали Наполеоном в контексте акции «Три мегафона для Капитона» (она и ее стая наблюдали за нами во время той акции), или даже какие-то секретные службы (по мнению Кулика), тайно вынувшие из коробки диск сразу после «трехмегафонно-наполеоновской» акции – что они оставили бы на месте бархатную зеленую коробку, в которой лежал диск, вряд ли, просто выбросили бы ее.

Или Захаров тогда тайно сунул диск с видео себе в карман, а на ветку заложил пустую коробку? Но мы все тогда наблюдали за его залезанием на дерево, рядом с ним был Лейдерман, который снимал его на видео, ничего подозрительного замечено не было. Конечно, Вадик – по каким-то своим тайным соображениям – мог туда вернуться и вынуть диск. Но скорее всего причина отсутствия диска совсем другая, как это обычно бывает, нам неизвестная (я сам диск не брал, о чем и свидетельствую в этом тексте). Может быть, от времени коробка как-то сама приоткрылась и диск оттуда выпал и был кем-то подобран. Нашел же Кулик по дороге к дереву древнюю (78 года!) пластмассовую башню-коробку Кремля для новогодних подарочных наборов!
Красный сигнальный круг с надписью «Здравницы профсоюзов СССР» мы повесили рядом с деревом, где всегда висел портрет Груши с акции «Три мегафона» - на этот раз его там уже не оказалось, кто-то взял. А где-то за неделю до акции я обнаружил, что пропала и «Нирвана» из акции «Пересечение-2». То есть в один короткий период пропали практически все объекты акций в том месте (круг со 113 упал и мы его переместили на Киевогорское), которые провисели там около года. Прогулочные посещения и созерцания круга 113, Нирваны, Груши и зеленой бархатной коробки с диском, которые систематически предпринимались в течение осени, зимы и весны закончились. Не знаю, остался ли еще там и красный сигнальный круг «Здравниц».

Вообще в результате акции «Бочка 120» (использования в ней пластмассовой бочки и нахождении Куликом вот той пластмассовой башни 78 года) меня заинтересовало, сколько раз и каких пластмассовых предметов мы использовали в своих акциях. Оказалось, что всего 10 штук. Первый пластмассовый предмет – как раз в 85 году на акции Русский мир – голова пластмассовой куклы. Потом странная пластмассовая машинка-жук в акции «С. Ромашко» в 89-ом и две таких же в акции «Палатка-2». Две куклы-неваляшки: в «Средствах ряда» и вторая, большего размера, в «Лозунге-2005». Большое пластмассовое разборное яблоко в «Открывании» для Паниткова. Двое санок в «Рыбаке» и похожие санки в мешке акции «Мешок». Десятый пластмассовый предмет – Бочка 120.
Этот пластмассовый дискурс в конце-концов привел к плану следующей акции КД под рабочим названием «Пиздец, или вторичное выведение из потаённости правителей сянби».

А. Монастырский
29 мая 2009 г.

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrski Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Pavel Pivovarov Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД