Отчет об акции 17 мая 2021
Для акций Коллективных действий характерно особое внимание к анонимному зрителю. В тексте об акции «Пересечение-2» АМ даже определяет пустое действие как «внедемонстрационную обращенность к анонимному зрителю». Никогда неизвестно, кто увидит объекты, оставленные группой, или пройдет мимо во время осуществления акции, т.к. почти всегда место проведения акции никак не отделено от внешнего мира (лес, поле, парк и улица), в отличие от музея или сцены театра, что создаёт возможность появления анонимных или случайных зрителей.
В большинстве акций Коллективных действий какие-то элементы специально оставляются в лесу или поле для последующего взаимодействия со случайными прохожими. Эту тенденцию можно проследить от знаменитых ранних акций «Либлих» или «Лозунг-77» до всех последних акций группы, в которых мы принимали участие. Например, в акции «Фармер» (2018) на просеке недалеко от Киевогорского поля был оставлено огромное полотнище с фотографией американского фантаста Фармера.
Основной особенностью анонимных зрителей является незнание того, что они являются зрителями. Их опыт не определяется рамками арт-перформанса или художественными ожиданиями. Их неосведомленность, т.е. восприятие ситуации вне контекста, делает их наиболее интересными для АМ. В то время как, приглашенные зрители не понимают, что именно, как, когда или где им демонстрируется, анонимные зрители вообще не знают, что им что-то демонстрируется.
Анонимные зрители сталкиваются со сложной проблемой описания ситуации:
1) значение и генезис засвидетельствованного события/объекта неизвестны,
2) неочевидно, есть ли коммуникативное намерение,
3) если оно есть, то предполагаемые получатели и цели отправителей все равно остаются неизвестны.
Нет возможности понять, что происходит или происходило, поместить найденный объект в рамки какой-то привычной категории или фрейма.
Такая ситуация может вести к самым неожиданным типам интерпретации. Но анонимный зритель на то и анонимный, что содержание его интерпретации остается неизвестным для авторов.
В своих практических исследованиях эстетики Коллективных действий мы (в качестве группы «Соавторы») осуществили в рамках концептуального путешествия в Мексику экспериментальный переход в позицию анонимных зрителей. Этот переход произошел при неожиданной встрече на каналах хочимилько в Мехико с Садом Повешенных Кукол, которому была нами немедленно дана религиозно-фантастическая интерпретация. Именно в процессе подготовки документации этого концептуального путешествия была написана статья об анонимном зрителе (Arina Atik. Empty action for the anonymous viewer / Это не Московский Концептуализм. Сборник статей. Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2021.)
Наша гипотеза состоит в том, что в акции «Убраться вокруг радужного тела» подобный переход, трансформацию в анонимного зрителя осуществляет сам Андрей Монастырский. Вот как он кратко описывает акцию:
Пройдя с группой зрителей (22 человека) от «Поляны 10 дубов» (она расположена у последнего дома № 72 деревни Киовы Горки вдоль Рогачевского шоссе) через просеку и лес с юга на север до поляны «Библиотеки» (примерно 750 метров), АМ показал зрителям разбросанную по земле одежду, обнаруженную там в прошлом году и предложил ее убрать в привезенные с собой на акцию мешки и унести из леса. Перед уборкой АМ предположил вслух перед зрителями, что такого рода одежда обычно остается на земле после успешной практики-медитации адептов дзогчен на Радужное тело (или Тело Света), хотя в данном случае это могла быть и одежда, оставленная бомжами.
Таким образом, АМ, встретившись с необычным феноменом, даёт ему религиозно-фантастическую интерпретацию по типу той, которая может предположительно возникнуть у случайных зрителей при встрече с объектами Коллективных действий. АМ так переходит из позиции автора в позицию анонимного зрителя, вступает с ним во внутренний диалог (невозможный обычно с реальным случайным прохожим).
АМ обычно очень интересуется вопросом, что анонимные зрители сделают с оставленными объектами, иногда даже отправляя после акций специальные экспедиции для выяснения судьбы этих объектов. Поставив себя (и всех приглашенных на акцию зрителей) в позицию случайных зрителей, он даёт свой практический ответ на этот вопрос. Следы «выхода в Тело света» были убраны, как (что отражено и в многозначном названии акции) была убрана позиция автора, сменившись позицией анонимного зрителя, вступающего с автором (источником появления некоего события или объекта) в интерпретационную и практическую коммуникацию. Художник имитирует ответный жест анонимного зрителя.
Но этим дело не закончилось. На соседней поляне «Библиотеки» была обнаружена свисающая блесна с крючком, который висел прямо над ямой, содержащей закопанные на предыдущих акциях книги. С какой целью кто-то повесил блесну на деревья, причем именно в этом месте, осталось совершенно непонятным.
Таким образом, вслед за опосредованным авторской интенцией АМ переходом (автора и участников акции) в позицию анонимных зрителей, произошел еще более чистый, неопосредованный (случайный) переход в эту позицию. Возникла даже интерпретация, что некоторая параллельная группа (КД-2), скрытно работая на экспозиционном знаковом поле Коллективных действий, специально превращает сами Коллективные действия в анонимного зрителя своих таинственных перформансов.