БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

А. Атик, В. Осипов

«А где же пустое действие?»

 

Сколько бы мы ни искали пустоту, мы её никогда не найдём

Илья Кабаков

Акция «Золотые линии в Измайлово» связана с двумя акциями первого тома «Поездок за город»: самой первой акцией «Появление» и акцией «Либлих». С акцией «Появление» она связана прежде всего топографически – она была проведена на том же поле. АМ с Е. Елагиной так же появляются из неразличимости, зрители так же, как в 1976 еще не знают, началась ли акция или нет. В этот раз ожидание начала акции переживалось достаточно интенсивно, зрители как будто ждали «нападения» авторов. Этому ощущению способствовали открытость поля и незнание того, с какой стороны появится Монастырский. При этом по дороге к полю мы обсуждали, что в последнее время КД не делают такого акцента на стадию ожидания, но именно в первом томе эта тема очень активно разрабатывалась.

В разговоре за день до акции АМ коснулся темы повторения: «КД ничего не повторяют. Неприятная рядность акций преодолевается отсутствием повторов». Арина вспомнила анекдот про преподавателя, у которого была особая форма дислексии – он часто повторял одну фразу дважды. Он однажды сказал: «Я два раза повторять не буду. Я два раза повторять не буду». Здесь за счёт негативной автореференции получается самостирающий жест. Акция 6 января была чем-то похожа на эту историю в том смысле, что было осуществлено повторение через 44 года в том же месте. Но это повторение было и не было повторением. В очередной раз обманчиво привычные технические приемы пустого действия образовали новую структуру, новый контекст зрительского непонимания, одноразовый и непредсказуемый.

После появления АМ и Елагиной началась основная часть акции: проведение золотых линий на большом коллаже с фотографией зрителей акции 1976-го года и разыгрывание получившейся работы с помощью гадания по И-цзин. Проведение золотых линий было преобразованием в рамках фактографического дискурса, который имеет большое значение для КД. Для нас же, как участников, основным событием был выигрыш в лотерее. Выигранная нами работа, очевидно, стоит в одном ряду с раздаваемыми зрителям коллажами, разными предметами, книгами с золотыми линиями или другими пометками, однако ее отличие в том, что она  является самостоятельной работой. Фактография обретает качество отдельного художественного произведения и связанного, и не связанного с акциями.

Эта работа, будучи масштабным развертыванием фактографии, разыгрывается с помощью гадания. Техника случайности, бросания костей часто присутствует в акциях КД. Это непосредственно отсылает к алеаторике Кейджа (случайные звуки, звучащие в течение «4.33», и есть содержание этого произведения) и указывает на еще одно измерение пустого действия. Чтобы зритель никогда не мог до конца понять смысл акции, автор призывает в соавторы случайность, такого соавтора, у которого нет намерений что-то передать. Отличие именно этой акции заключается в том, что случайность призывается через гадание-лотерею (такой розыгрыш делался еще во время акции «Золотые линии вдоль Яузы»).

Во время акции АМ упомянул, что на работе двадцать две заклепки, поэтому мы выбрали число «22» и выиграли! Двадцать вторая гексаграмма означает «украшательство/убранство». Тему украшательства в связи с этими заклепками и золотыми линиями мы так же обсуждали с АМ за день до акции. Он указал на то, что эти заклепки и линии абсолютно бессмысленны, это чистое украшательство, ничего не значащий дизайн, завихрения пустоты. Дизайн в такой интерпретации противопоставляется символизации искусства, в рамках которой и золотые линии, и число заклепок к чему-то отсылали бы, были бы важны содержательно, тогда как АМ специально подчеркивал случайность именно такой траектории проведения линий и именно такого количества заклепок на работе. Случайность используется как некое непреодолимое препятствие для понимания намерений автора, такого зрительского понимания, которое может закрыть вопрос о смысле акции. Количество заклепок случайно и выпавшее число случайно, хотя они и совпадают. «Все совпадения случайны». Автор отступает в сторону, чтобы не транслировать смысл.

Концептуальное искусство в целом манифестирует себя в качестве своего рода замены философии (Кошут), но это замена одного инструмента выражения на другой, создание концептов другими средствами, тогда как акции КД пытаются выразительными средствами ничего не выражать, выйти из цикла концептуального производства. С точки зрения Кошута «старое искусство» – бессмысленное украшательство, оно отвергается, потому что недостаточно концептуально, не говорит ничего о сути искусства. АМ золотыми линиями в какой-то степени возвращается к классическим эстетическим идеалам, но это возвращение после их опустошения, как в серии чаньских картинок с быком: возвращение на базарную площадь после освобождения, возвращение на базарную площадь декоративного дизайна. Бессмысленность не отвергается, а принимается, как легчайшее дуновение пустоты.

После гадания АМ вытащил колонку, воспроизводящую его прочтение книги советского фантаста Мартынова «Сто одиннадцать», отошел от зрителей на 20 метров и оставил её в поле. Этот жест – отсылка к акции «Либлих», когда в поле под снегом был оставлен электрический звонок. Когда всё закончилось, Витя спросил АМ немного по-детски: «А где же пустое действие?». АМ заранее говорил, что пустое действие будет играет важную роль в этой акции, но оно оказалось предназначено не нам, а анонимным зрителям, людям, гуляющим вокруг с собаками или просто проходящим мимо, которые неожиданно услышат чтение АМ из оставленной в поле колонки, тем, кто не знает, что они зрители.

Собранная как будто из знакомых технических приемов, акция «Золотые линии в Измайлово» странно будоражит и два месяца спустя. Похоже, мы в очередной раз чего-то не поняли, и игра КД продолжается.

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Pavel Pivovarov Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД