БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

А. Атик, В. Осипов 

Славное прошлое и достойное будущее

Вначале акции «Коллективных действий» исследовали пространство, а теперь они исследуют время

Из разговора с Андреем Монастырским

Предакционное

В 12.20 19 октября мы с Виктором встретились с Сергеем Ситаром и Оксаной Саркисян у Савеловского вокзала и пошли на платформу ждать электрички до Лобни. Ожидание прерывали странные объявления о начале и продолжении посадки на наш поезд, которого на платформе не было. Всех охватило шутливое беспокойство: а может мы в какой-то параллельной реальности или для отправляющихся на акцию КД есть отдельная платформа, как в «Гарри Поттере»?

В Лобню приехали рано и решили добираться на автобусе. Сели на вроде бы нужный автобус, но вышли не на той остановке – прямо у входа в институт кормов имени Вильямса. Мы оказались очень далеко от места акции, но радовались, т.к. в результате этой ошибки наконец-таки увидели один из сакральных инспираторов КД, о котором есть статья в «Словаре терминов московского концептуализма».

 

 

От здания института (со стоящим перед ним памятником Вильямсу) мы пошли по дороге, заканчивающейся воротами в условно азиатском стиле. На воротах мы увидели лозунг: «Луговая… славное прошлое и достойное будущее!»

   

Акция Farmer

Наконец встретившись со всеми у входа на поле, мы пошли на просеку Хайдеггера. АМ умеет выбирать для акций дни с идеальной погодой: солнце, облака, вся листва сияла, в лесу временами шел «дождь» из желтых листьев. На просеке между двумя березами была повешена огромная фотография мужчины в очках. Когда мы пытались угадать, кто это, Маша Сумнина сказала, что «его деятельность связана с рекой, а фамилия с земледелием». На ветку рядом с портретом была привязана колонка, которая транслировала запись конференции о будущем с Далай-ламой.

После того, как фотография была укреплена на шестиметровой высоте между двумя березами, АМ объяснил, что на ней – Филипп Хозе Фармер, автор эпопеи «Мир реки», описывающей мир будущего, мир тотального воскресения.

После развески был устроен скромный пикник. АМ стал рассказывать о последних акциях КД с лозунгами, специально подчеркивая, что акция Farmer не входит в этот ряд, но тем самым заостряя лозунговый контекст акции. Его можно было так понять, что акции формально отсылают к практике вывешивания лозунгов в евангелических церквах и в Китае. Акции с лозунгами выводят в демонстрационное поле тексты (возвращаясь к раннему концептуализму, к Art&Language). Примыкание этой акции к лозунговой серии АМ «объяснил» тем, что Фармер написал очень много текста.

На некотором расстоянии от участников несколько раз проходили какие-то люди, которых все сразу заподозрили в слежке (уже давно ходит слух, что за акциями КД с самого начала следит КГБ/ФСБ). Люди назвались грибниками, но никто не поверил в эту легенду. Все стали радостно шутить, что мы как сектанты, которые собрались вокруг портрета лидера. Оксана Саркисян посмеялась и сказала: «мы и есть сектанты».

Интересно, смогут ли «топтуны», как их называют члены КД, когда-нибудь понять, кто и почему изображен на фотографии, висящей между двумя деревьями? Участники акции теперь знают ответ, но только на первый вопрос.

Escalier Stendhal pour Marcel Duchamp

После пикника все двинулись через лес к месту второй акции. Свет изменился и стал похож на розовую дымку. Мы пришли на место, где прошло несколько акций и остались железная черепаха* и проволока на дереве. На этом месте буквой «А» поставили лестницу, с помощью которой вешали фотографию Фармера. На верхнюю перекладину привязали фотографию той же лестницы, сделанную на одной из предыдущих акций, и часть схемы из атласа «Элементарной поэзии N 2». Акция Farmer была 150-й акцией КД, а эта акция «Лестница Стендаля для Дюшана» принадлежит к Бохумскому  циклу. АМ объяснил, что акции тематически не связаны, но они связаны через анонимного зрителя. Лестница остается на поляне. Если анонимный зритель захочет снять портрет Фармера, расположенный в другой части леса, ему нужна будет эта лестница. Портрет Фармера специально повесили достаточно высоко, чтобы случайный зритель не мог просто его снять.

Все сфотографировались на оставляемой синей лестнице, составив акробатическую «живую картину». «Французская легкость в русском лесу» - сказал об акции АМ, видимо, имея в виду Стендаля и Дюшана, пронизывающие лес лучи заходящего солнца, игривый акробатический этюд участников акции.

Позже по дороге к станции АМ заметил, что вторая акция была уютнее, потому что она касалась прошлого (Стендаль, Дюшан, старые акции и т.д.), в то время как первая акция была связана с будущим (воскресение и тема конференции с Далай-ламой). Прошлое уютно, потому что известно, будущее непредсказуемо.

В этот момент стало понятно, что лозунг «Славное прошлое и достойное будущее» в самом начале дня был предварительным комментарием реальности к предстоящей диаде акций.

P. S.

В этих акциях автор и непосредственные зрители перемещались из будущего (акция Фармер) в прошлое (Лестница Стендаля для Дюшана), как бы нисходя, чтобы оставить следы и указатели. Идеальный анонимный зритель в этой уникальной игре восходит из прошлого (где он берет лестницу) в будущее, где с помощью этой лестницы он получает магнитофон и огромный портрет Фармера.

150. FARMER

Escalier Stendhal pour Marcel Duchamp