БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ



А. Атик, В. Осипов

Акция 143 - 15 марта 2016

 

Прибыв по приглашению АМ на акцию «Коллективных действий» в парк «Лосиный остров», мы остро чувствовали некую ирреальность происходящего. Как если бы мы были исследователями чань-буддизма, и оказались среди тех самых, возможно вымышленных, патриархов эпохи Тан.

         Дело в том, что мы уже три года работаем над исследовательским проектом «Московский концептуализм как религиозный феномен», написали несколько работ о влиянии чань-буддизма Южной школы на «Поездки за город», прочли десятки книг, описаний и обсуждений акций. 15 марта 2016 мы впервые встретились с нашими героями. Церемонии представления не было, и мы с волнением неофитов узнавали или не узнавали легендарных персонажей, имена которых мы столько раз встречали в ходе исследования. Акция, как и положено, началась с «ожидания», возле еще замерзшего пруда. Мы первый раз были в самом парке и оценили великолепные декорации, избранные для акции – необыкновенно разнообразный и живописный ландшафт, предъявляющий множество фактур ранней весны – замерзшая и текущая вода, земля, снег, зелёная трава, деревья и растения разных оттенков коричневого и серого. Был необычно солнечный и яркий, хотя и прохладный день. Наконец, по знаку АМ мы со всеми двинулись через этот ландшафт вглубь парка, беседуя с Олей Кройтор о значении головных уборов для суфиев (тема была задана тем, что Андрей Кузькин во время ожидания нашёл на скамейке кепку).

На одном из деревянных мостов через болотца прошла первая часть акции – на мосту был закреплен, лицевой стороной к небу «лозунг». На «лозунге» были цифры, обозначавшие номера неких акций КД, фотография акции «Остановка» и некое насекомое, которое АМ назвал «вшитой вошью». Это продолжало тему насекомых, которая еще осенью была очень интересно намечена в нашей переписке с АМ. Оставив возле «лозунга» ножницы для решительных «анонимных зрителей» (а «лозунг» полностью перекрывал проход по мосту, его нужно было разрезать или отрезать, чтобы пройти), АМ достал гаджет, представлявший из себя белый бюст Мао с прикрепленным к нему диктофоном, воспроизводившим, как мы подумали, шум дрона на предыдущей акции «SUMMA». На холме неподалеку Николай Панитков разрисовал лицо бюста жёлтым фломастером. Затем АМ, высоко воздев разрисованный бюст, повёл всех участников к месту завершения акции. Здесь мы обсудили статус ситуации. Акция близилась к завершению, а смысл её совершенно ускользал. Зачем вошь? Зачем Мао? Но так и должно быть. Пустое действие предполагает, что зритель не понимает или неправильно понимает происходящее. Мы не понимали и одновременно неправильно понимали. После вчерашнего разговора с В. Фёдоровым (из «Медицинской Герменевтики») о технологии производства реликвий, мы подумали, что мы имеем дело с одним из возможных случаев, в котором реликвия производится в ходе ритуала, а акции КД легко могут быть описаны как своего рода непредсказуемые ритуалы. Чувство участия в ритуале таинственного Братства было очень сильным. Впрочем, вскоре события вскрыли сугубую «неправильность» такого понимания.

АМ выстроил всех участников на деревянной платформе у реки «для заключительной фотографии». Всё это время он держал в руках непрерывно жужжащий дроном бюст Мао. И вдруг резким жестом выбросил бюст в реку у себя за спиной. В этот момент все почувствовали тишину, произведенную этим неожиданным жестом, который вдруг предстал как punchline замысловатой шутки, своего рода «удар милосердия».

Сам АМ прокомментировал наступившую тишину и сравнил акцию с древними китайскими стихотворениями, которые их авторы (Ли Бо) пускали в свободное плавание по рекам.

Мы вчера как раз скачали книгу о Кейдже и дзэн-буддизме, и неизбежно увидели в создавшей тишину концовке акции своего рода посвящение Кейджу,

После этого АМ раздал участникам документацию акции, где содержалось полное название «Лозунг-2016 со вшитой вошью и Уорхолом», и в том числе – портрет Мао работы Уорхола.

Для нас, неофитов, эта акция стала своего рода инициацией в существующее уже 40 лет сообщество, и весь оставшийся день мы размышляли над акцией и разными способами её толковали. В ходе обсуждения возник интересный образ такой чаньской недвойственности шифра (потаенного смысла) и бессмысленности акции. Можно себе представить ситуацию, при которой автор отдаёт интерпретацию акции (включая решение самого вопроса о наличии в ней смысла-шифра) «на аутсорсинг» участникам или даже «анонимным зрителям».

Например, акция в целом называется «лозунгом». Но к кому обращен этот лозунг? В ходе рассматривания полотнища высказывалось предположение, что он «обращен к небу». Но обычно лозунг – это буквы, содержащие некоторое сообщение. Здесь не было букв, словно лозунг был зашифрован в номерах акций, в фигуре вши, в фотографии акции «Остановка». Мы предположили, что какое-то глубинное понимание смысла акции может быть достигнуто, например, через прочтение описания всех пронумерованных акций. Акция может быть (стать) чем угодно – лозунгом, стихотворением, коаном, шифром. Могла же в акции «Шведагон» акция быть примечанием к другой акции.

 

Самую суть нашего понимания акции мы в тот же вечер зафиксировали в дневнике: «Акция «Лозунг-2016 со вшитой вошью и Уорхолом»  была стихотворением, состоящим из двух строф.  Смысловым центром первой строфы была «вшитая вошь», а второй – небольшой бюст Мао. Несмотря на то, что АМ отвечал почти на все возникающие вопросы, единой картины акции увидеть (понять) не удаётся. Содержание становится осмысленным только на метауровне, т.е. если это не просто стихотворение, а коан. Искать связь между Мао и вошью увлекательно, но бессмысленно. Смысл акции не в демонстрации каких-то связей, а в демонстрации пустоты.  Завершающий акцию жест, своего рода punchline этой шутки стирает все смыслы и звуки, построенные во время акции (в сознании зрителей), предъявляя зрителю тишину и отсутствие. АМ «сотворил» тишину, в чем можно увидеть посвящение Дж. Кейджу, который наверняка воспринимал свои произведения как коаны».

Акция «не обманула», она сообщила то состояние недвойственности – между реальным и иллюзорным, осмысленным и бессмысленным, проявленным и непроявленным, которое все ищут, но которое никогда нельзя окончательно «найти». Продолжение следует.

 

18.3.2016

 

143.  ЛОЗУНГ-2016 СО ВШИТОЙ ВОШЬЮ И УОРХОЛОМ


Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Pavel Pivovarov Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД