БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ



Маша Сумнина

ЗАЩИТНЫЙ КУПОЛ

 

9 месяцев назад мы были на акции Кощей бессмертный Коллективных действий. Там Кузькин должен был уйти в лес и надуть красный шар. Шар лопнул.

5 месяцев назад мы с Моней ходили на инспекцию Киевогорского поля и нашли остатки красного шара привязанные к дереву и принявшие форму молящейся женщины в плаще.

4 месяца назад Кузькина пригласили участвовать в Московском биеннале.

3 месяца назад Ситар написал 12-страничный текст о своем посещении той акции, и о связи шариков и гвоздей.

Я переслала этот текст Кузькину. Текст произвел на него впечатление. Кузькин придумал перформанс для биеннале — Шарики и гвозди.

Два дня назад мы пошли на закрытие биеннале в главный павильон ВДНХ.

В пузе купола, в центре, сидел Кузькин.

Сидел на табуретке между двумя ящиками — слева белые шарики, справа гвозди. Он надувал шарик и протягивал его и гвоздь зрителям. Раздавался взрыв. Зрители, не задумываясь, шарики лопали. Сначала это было даже весело. Через два часа мне стало тяжело находиться в этом пространстве — заполненном бездумной тратой чужого усилия и духа. Людей становилось больше, канонада усиливалась. Кроме того у меня раздулся живот и приходилось его прикрывать, чтобы бестактные доброхоты не начали задавать вопросов о беременности.

Мы ушли, я унесла с собой целый шарик с воздухом внутри.

Вчера была акция КД SUMMA. Я взяла с собой этот шарик чтобы закруглить ситуацию и вручить Ситару новый шар возле старого.

Утром приехал Кузькин возбужденный пережитыми наблюдениями — красотой мулатки, читающей текст о мексиканской наркобаронше и надписью «уничтожение архивов» на автомобиле, иллюстрацией к которой были найденные им скрепки и ластик на выходе из метро. Войти в контакт ему удалось только со скрепками и ластиком.

Он заявил что архив это мертвое и сухое, противоположное живому и животному, воплощенному в женской привлекательности — настоящему искусству.

За архив стало обидно. Последние несколько лет — разные виды архивации для меня и есть способ оживлять переживаемое, продлевать его, расширять.

Сгущались тучи.

Приехали на поседевшее поле.

Я спрятала белый шарик в оранжевую сумку.

Вышли на просеку, расстелили фиолетовый круг с белой цифрой 1204 — суммой всех акций, проведенных на этом месте. Петя поднял в воздух дрон. Мы, людишки, исчезли с экрана, осталась только фиолетовая точка на карте. Она не исчезала, потому что дрон уперся в низкое небо, и отказывался подниматься выше 105 метров.

Съемка дроном дает очень странный эффект — он исключает фигуру фотографа — в кадре оказываются ВСЕ присутствующие. Его оптика тоже странная — как будто это компьютерная модель, такая объективация, но при этом звук он записывает только от себя - своего гудения, так что никаких разговоров и объяснений, человеческого текста - не остается.

На такой высоте различия не значительны, нет разницы между нами, нами и кочками, нами и травой, нами и муравьями. Свобода.

Сама акция была документацией самой себя, и картой самой себя, то есть самоархивацией, но не переставала быть переживанием.

После основного действия я позвала Кузькина и Ситара в лес, куда мы и углубились вместе с Петрушкой и Петей, который продолжал управлять дроном, снимавшем нас сквозь деревья. На съемке оказалась видна графичность поваленных стволов, сложившихся почти в пентаграмму.

Красные остатки шарика заметила Петрушка.

Мишень Кощея бесследно исчезла.

Я достала белый шарик, гвоздь, молоток и вручила Ситару, объяснив, как все закруглилось и предложив поступить с этими предметами как он захочет.

И тут Ситар поступил совершенно неожиданно.

На минуточку задумался, потом засунул шар под куртку и сказал, что будет беременным. И что он только что видел в магазине девушку, слышал ее разговор, из которого стало ясно что она только что родила и ощутил радость. Меня обычно совершенно другие посещают ощущения, но тут я поняла что круг не закрылся, а получил потенциал продолжения, что архив родит новые тексты и события, это меня очень ободрило. Мы вернулись к остальным, выведя светящегося беременного Ситара из леса.

Сидели на фиолетовом кругу и смотрели только что снятое видео, от которого было странное ощущение - я держала ноутбук и смотрела на снятую механизмом нашу группу, на этом же месте, и мне казалось что это отражение, что я смотрю в зеркало.

Управляющим же всей ситуацией получился мальчик Петя с пультом дрона.

После мы с Ильей, Петрушкой, Кузькиным и Ситаром сходили на место, где закопана библиотека, и где я сделала летом Секрет №2 — из фольги и осколка стеклянной крышки кастрюли, которая 15 лет назад содержала часы, поставленные на бирманское время. Тогда, выдирая ее из земли, Ситар рыл землю своими пианистическим пальцами и порезал руку, ломая стекло, чтобы высвободить часы. Так что тут под стеклом были молекулы его крови, что в свете его нового положения было как медицинский анализ.

Когда мы вернулись к машинам, Миша подарил мне ветки китайских фонариков — оранжевые шарики.

Мы расселись по машинам и направились в Москву. Петя требовал посещения макдональдса. Мы, семь взрослых человек, согласились. Петя, продолжая по инерции нами управлять, завел нас в Лобню. Почему-то никто из нас этому явно не сопротивлялся, хотя можно было посетить макдональдсы на пути в Москву, не делая этот крюк. Но почему-то мы загипнотизировано последовали за мальчиком с пультом.

Кузькин отказался выходить из машины и заснул. А мы последовали внутрь, и тут на входе, прямо в дверях макдональдса ЛобниЛопнул шарик в Ситаре! Внешний массовый мир не пустил внутрь себя шарик, как незадолго до этого близость аэродрома не дала подняться дрону, упершемуся в невидимый купол, пузо неба.

И что все это значит? А?

Прошло несколько дней. Шарики продолжают всплывать там и сям. Например, я вспомнила что лет 10 назад, когда Моня совершил подвиг покорения Космоса (павильона) с девушкой, и рассказал потом Ситару, то Ситар совершил еще более смелый подвиг — вылез на самую верхнюю точку купола Космоса, из снопа, и выпустил оттуда надувной шарик.

В этот понедельник я сдала машину на ТО, которое занимает несколько часов. Осталась предоставлена сама себе и последнему теплому дню. Отправилась в парк Красная пресня и читала там биографию Дюшана в шезлонге на берегу канала. Последний год Дюшан (а его фамилия, кстати, переводится как В Поля) стал мой самый любимый и важный художник. Думала о том, что он скрупулезно пытался создать отсутствие смысла — писал поэму, тщательно подбирая слова, чтобы при их сочетании нельзя было выудить смысл. А мы все делаем ровно наоборот, пытаемся сшить, стянуть и связать детали — надуть, раздуть купол, чтобы внутри получался роман, детектив, поэма, и это некоторая форма навязчивого состояния, попытка защититься, уцепиться.

И вот я вернулась к авто-сервису, и тут позвонила Шура, и я, говоря с ней, стала бродить по странному скверу, расположенному вдоль стены, отгораживающей третье кольцо, и представляющему собой асфальтовую круговую дорожку. Я кружила по ней, думая что надо бы и от сегодняшнего дня найти какой-то предмет для моего гипсового архива, но сомневалась - стоит ли этот день того, ведь я была одна и день этот недоказуем, то есть у него нет живого свидетеля, а будет только гипс. Но тут я увидела обрывок белого воздушного шарика.

И что это значит, А?

Практически ничего, кроме того, что эта цепочка случайных событий, распределения воспаленного внимания в сознании, жадном до литературы, стремящемся придать всему идеальную форму — форму шара, где все точки равно удалены от центра — в этот раз двигалась сообразно  парадигме, заданной Кузькиным — живое vs архивное.

И эти шарики — дух-воздух, событие, сдерживаемое тонкой оболочкой. Оболочка - это текст, документация.  И содержимое, и его граница очень хрупкая конструкция — одно другое сдерживает, но ни то, ни другое не существуют порознь. И это тоже пшик.

Акция SUMMA — сложение в неделимое события и документации, мы оказались сразу внутри текста, видя себя со стороны, причем со стороны нечеловеческой — дрона. Там произошло соединение цифрового и аналогового. Цифра на ткани — реальной вещи, при удалении стала выглядеть как нарисованный кружок, а мы вообще исчезли, то есть ВЫЧЛИСЬ.

И это чудесно.

 


Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Pavel Pivovarov Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД