БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ



Рассказ М. Гербер об акции "SUMMA"

В Поездках за Город говорится, что переживания по поводу акции начинаются в момент, когда получаешь приглашение на акцию. Это совершенно так и есть, но в моем случае это было особенно интенсивно, как мне представляется. Во-первых, я узнала про акцию, когда и между мной, и местом акции (под Москвой) было большое пространство, много времени и усилия – я была в Лондоне. Во-вторых, не было понятно, какого именно числа будет акция. Монастырский писал по электронной почте, что все зависит от погоды, потому что дрон, который планировался использоваться, нельзя запускать в дождь или ветер. Сначала была дата вокруг 5 октября, потом 1 или 2. Дата зависела еще от "школьника" и было не понятно, когда у него будет время. Неопределенность даты меня тревожила. Я боялась, что на этом все мое переживание закончится. И еще, Стюарт Мартин, который был все это время со мной, сказал, что может в следующим письме я получу сообщение вроде: "Вы приняли участие в акции 'Определение Даты Акции'" (он хорошо знал акцию "Появление" и "Выход"). Но вскоре, 26 сентября, я получила сообщение, что акция состоится 2 октября и я немного успокоилась и начала радоваться. 1 октября я позвонила Монастырскому, и он дал мне инструкцию: позвонить Эфгении Веселовой и встретиться с ней на Савеловской станции в 12 часов дня около первого вагона из города и оттуда поехать на станцию Лобня – у Эфгении должна была быть карта с данными места акции. Я ей позвонила и договорилась о встрече. На месте я бы ее узнала по черному пальто с большими белыми пуговицами. В день акции, когда я уже собиралась к выходу, мне позвонил Монастырский и сказал, что там проблема с электричками и чтобы я пришла к нему и Даше Новгородовой на квартиру, и оттуда он нас отправит с Эфгенией на такси. Я отправилась на Уланский, и когда вышла из метро, решила позвонить Эфгении – на всякий случай – вдруг она будет ждать меня на Савеловской? По телефону Эфгения сказала, что она знает, что наша встреча на Савеловской отменена, и что она едет на электричке. Я спросила, увижу ли я ее там "на месте", и она ответила: да, до встречи. На этом персонаж Эфгения покидает этот рассказ (ее не было на акции по непонятным мне причинам).

В квартире я увидела сначала Новгородову, потом (Аб)Салюта, Монастырского, и к приятной (полу-)неожиданности (потому что все-таки в одном из многих возможных сценариев, которые я себе представляла, он там был), Вадима Захарова. Он рассказал о Московской Биеннале, в то время как Монастырский сосредоточенно бродил по комнатам и принимал звонки. Оказалось, что еще ожидается Владимир Сорокин. Подходя к выходу из квартиры, я увидела таблетки на полке и вспомнила, что взяла с собой таблетки от тошноты (меня иногда укачивает в машине). Я почему-то предложила таблетки Захарову, который с удовольствием сразу принял одну. Монастырскому мы обьяснили наш прием волнением по поводу акции, что он воспринял совершенно всерьез.

Мы спустились вниз, на улице появился Сорокин, и Новгородова нас повезла на машине за город. (Салют остался дома – его уговаривали, что ему там будет не интересно.) Сколько ехали, не знаю – время прошло очень быстро за разговорами о художниках и об искусстве. Мы выехали из города и остановились в магазине около одной из деревень. Там мы купили напитки и кое-что перекусить. Мы ехали мимо Института Кормов Вильямса, но я не понимала, почему мы так далеко еще потом ехали (я предполагала, что этот институт будет рядом с полем, смотря на важность, которая приписывается этому институту в ПзГ). Мы остановились еще раз, только уже вдоль какого-то леса на обочине трассы. Всю дорогу я старалась не задавать вопросы вроде: "А где мы", "Куда мы едем" и "Что мы будем делать". Я не хотела портить ожидание "неизвестно чего". Но когда мы остановились, у меня выскочила все-таки фраза: "А мы приехали?" Я не ожидала, что мы вот так запаркуемся на трассе.

Мы начали выгружаться и пошли вдоль дороги. Монастырский вернулся в машину, чтобы надеть резиновые сапоги, чем меня испугал, потому что я свои оставила в Лондоне в кладовке около огромного обогревателя воды. Так мы прошли по тропинке и подошли к полю. Я увидела большие растения с венчиками на поле, которые мне были знакомы с фотографий акций КД, на которые Монастырский тоже обратил наше внимание. Я не знала тогда, что это было Киевогорское Поле. Можно было, конечно, догадаться – я знала, что акция будет где-то там, но дело в том, что я представляла себе, что идти на это поле далеко, а мы всего три минуты туда шли. Поэтому я не думала о том, что это то самое поле. Для меня это было в тот момент "просто поле".

На краю этого поля нас ждала группа людей ("школьник" Вознесенский, видимо, его родители и Ситар, которого я знала из ПзГ). Мы пошли по полю и завернули в сторону направо и прошли дальше в сторону просеки. Там ждали М. Сумнина, М. Лейкин и А. Кузькин. (Про МишМаш – Сумнину и Лейкина – я слышала, но не знала, что именно они делают. В этот момент и на протяжении акции я не реализовала, кто такой Кузькин, хотя я знала его работу с бетоном, которая когда-то на меня произвела большое впечатление. На акции он был для меня "просто Кузькин".)

Мы пошли по просеке, которую Монастырский назвал "Просекой Нина Хаген" почему-то (мой вопрос "почему" можно было и не задавать). Параллельно, якобы, проходила "Просека Хайдеггера".  Ее не было видно, что меня не удивило на самом деле. С большим удовольствием я шла за всеми по просеке и не спрашивала себя, куда и зачем мы идем, что очень необычно для меня. Это состояние и было для меня признаком начала акции. Я  почему-то удивилась, что Монастырский все снимает на камеру ("регистратор"), хотя и знала, что на акциях все снимается. Как мне показалось, мы слишком быстро пришли. Монастырский сказал, что это вот тут, здесь будет. Мы стояли посередине первой половины просеки (почему-то меня тянуло дальше, хотя я заметила, что там дальше видны какие-то высотные дома, и правда, в этом смысле идти дальше было некуда). Вдруг я увидела, что устроители акции начали раскладывать огромную фиолетовую ткань и предлагать участникам-зрителям помочь с установкой. Ткань должна была лечь ровно на землю, но на земле росли растения и маленькии кусты и они мешали этому идеалу воплотиться. Монастырский инструктировал всех помочь удалить все помехи с помощью ножниц и пилы. Все начали усердно заниматься этим делом, видимо, кроме "школьника" Вознесенского, который был ответственный за установку дрона и остальной технологии. Я увидела цифру "1204" на ткани и пыталась понять, что она обозначает. Я думала усердно, так как ожидала от себя понять, учитывая мой запас знаний о КД и их работе. Но я никак не могла понять, что эти цифры обозначают. Ничто, совершенно ничто не складывалось у меня в голове. Сквозь свои интенсивные, но совершенно пустые мысли, я услышала Монастырского: "Я потом все объясню", и в этот момент меня отпустило. Он сказал это как-то утешительно, как будто прочуствовал это "сосредоточенное непонимание" зрителей-участников.

В этот момент я решила, что вот сейчас акция точно началась. Я заметила это не потому, что что-то происходило (на самом деле до этого момента ничего не происходило в смыле показа), а потому, что я чуствовала какую-то отпущенность, как будто время просто шло и я просто стояла там на просеке, ожидая именно ничего конретного и при этом – самое главное – чувствовала себя комфортно. Кто-то фотографировал, кто-то "регистрировал", Сорокин крутил стебелек в руках, который он, видимо, незаметно сорвал. Был установлен экран, на котором должны были передаваться снимки дрона. Дрон запустили, и я на него смотрела, как он странно жужжал и туда-сюда шатался.

Я посмотрела на экран, около которого стояла и увидела на нем маленький фиолетовый кружок – такие кружки я уже видела у КД – вспомнились интернетные акции. Только что в этот раз этот кружок не был на карте, взятой из интернета и не показывался на моем компьютере, а это была картина  реального события. Картина на экране с кружком шевелилась и напоминала о своем "живом" характере. Я начала смотреть на дрон, чтобы не пропустить этого реального события, часть которого я вот уже пропустила, пока смотрела на экран. То-есть, пока дрон запускали, спускали и еще раз запускали, я смотрела то на экран, то на дрон, пытаясь не пропустить события. Почему получилось так, что я поочередно смотрела то на экран, а то на дрон? Сейчас, когда я это пишу, я думаю вот что: Ни то и ни другое не удовлетворяло мою жажду все увидеть и охватить. Когда смотришь на дрон, то как бы видишь центральное "действие" акции: запускание дрона. Но только смотря на экран ты видишь то, что "там делается" - то-есть, что дрон записывает. Но смотря на экран, опять же, не видишь самого дрона, который там работает. Другими словами, видишь либо работу, либо результат, но никогда не все полностью.

Почему-то я совсем не помню последовательность сдедующих событий после этого мелькающего созерцания: то ли после этого МишМаш и Ситар ушли в лес и за ними дрон с Вознесенским – а оставшимся на месте зрителям-участникам было объяснено в чем "суть" акции (число 1204 это сумма номеров акций, которые проводились на этом месте + эта акция), то ли сначала зрителям-участникам было предложено сгруппироваться около верхней части ткани. В любом случае, я помню, что когда МишМаш, Ситар и Вознесенский вернулись, они спрашивали, что произошло, то есть ждали объяснений фактографии, которую всем раздал Монастырский. То есть их не было в этот момент. Видимо, их уход и приход (Ситар пришел с белым надутым шаром, который он почему-то засунул под куртку и этот образ вызвал у многих ассоциацию с беременностью) запутал меня. Это действие не было запланировано устроителями акции, но в тот момент я не знала это четко – я слышала, что кто-то (наверно Монастырский) говорил - "это не относится к акции", но точно знать я не могла. Было ли это после или до "ухода в лес", мы стояли все вместе группой возле фиолетовой ткани и смотрели на запущенный дрон. Он взлетал и я его не все время видела, иногда я не знала, где его искать, и еще так высоко в небе он был очень маленьким. Он приближался и громко жужжал, и хотя я знала, что Вознесенский им управляет, все равно было ощущение, что он какой-то живой, сам себе на уме, как какое-нибудь насекомое, от которого не знаешь чего ждать.

Последнее, но для меня очень важное действие, был просмотр видео-материала, записанный на камеру, прикрепленной к дрону. Сумнина открыла компьютер и некоторое время это длилось, пока материал был готов к просмотру. Мы смотрели "уход в лес", дрон медленно летел над опушками деревьев, наблюдая сквозь деревья за ушедшими и потом приземлился на таком треугольнике, сконструированном тремя стволами деревьев. Потом мы смотрели снимок с дрона как он летал над нами, когда мы стояли в группе. Этот снимок был очень странным для меня. Издалека было видно группу, потом все ближе и ближе было видно, что мы стоим как-то искусственно смирно, как будто загипнотизированные жужжанием дрона. Мне виделось так, как будто мы стоим как вкопаные в землю, а все вокруг нас в таком плавном панорамном движении. После этого моего сильного впечатления все начали собираться, складывать вещи и мы отправились в обратный путь.

Мы поехали обратно на машине в город, и Сорокина, Захарова и меня высадили где-то около какого-то метро. Захаров повел меня в Гараж и показал свою выставку. Там мы ходили кругами вокруг его огромных папок, из которых звучали и сверкали видео, которые мы рассматривали, и Захаров мне рассказывал интересные истории из жизни и из искусства.

Когда я пришла домой, я увидела, что Новгородова выставила некоторые фото с акции в интернет. Я очень обрадовалась. На следующий день я получила ссылку на видео, которое заснял дрон и была очень счастлива. Каждый раз, когда я его смотрела, у меня было такое очень приятное чувство. После нескольких просмотров видео и новых фото я прочитала описание акции, которое мне послал Монастырский. Я была удивлена, почему там написано, что дрон поднимали на 105 метров высоты. У меня в голове почему-то была высота 300 метров (а по плану акции, должна была быть 500 метров, но по техническим и географическим причинам она была не достигнута). Может быть потому, что во время акции Монастырский повторял именно цифру 300, и Вознесенский говорил, что дрон настроен подняться на 500 метров. В общем, я совсем не понимаю, откуда взялась цифра 105. 

 

+ Пост-Переживание+

 

Здесь я хочу кратко описать значение или ценность моего переживания акции. 30 сентября я отправилась в Москву, и несколько дней позже побыла на акции (кстати это странное выражение - "побыть на акции" - но наверно именно в этом прямом смысле это правильно). Эта дата для меня была важной уже давно – я должна была сдать свою докторскую диссертацию 30 сентября. Совсем недавно я попросила отсрочку. Поездка же сама отстранила меня и в пространственном смысле. Это чувство освобождения было в сотни раз усилено переживанием акции. Мои знания о КД, которые прежде были опредмечены только в текстовых и речевых пространствах (в манускрипте диссертации, и в разговорах, и в докладах), после акции вдруг превратились в картину. Другими словами – знания радикально поменяли свою форму, они стали мне представляться визуальным образом. (Тут важно, что это не визуальный образ акции затмил мой вид, а именно что знания превратились в картину). Эта картина была очень красивая, но я не могла ее никому показать, так как она была внутри моего сознания. Я боялась, что я ее забуду и не смогу запечатлить. На этой картине было настоящее, оживленное пространство, которое раньше я только знала из книг (ПзГ). Это невероятное видение занимало у меня в голове очень много места. В этот момент я поняла, что это значит, когда в ПзГ говорится, что акция сама по себе ничего не обозначает. Именно так я себя и чувствовала – только несколько часов спустя (невероятно долго для меня), я заметила, что я не спрашиваю себя, что те действия и сама акция обозначают. Эта ситуация "неспрашивания" видимо и есть та пустота, о которой идет речь в ПзГ. Я пыталась продлить эту пустоту и созерцание той непонятной, но красивой картины у меня в сознании. Я "поняла" ("понимание" здесь имеет значение "опыта"), что имеется ввиду в ПзГ, когда пишется, что действие происходит в сознании. На второй день после акции я начала волноваться, что эта картина скоро куда-то может исчезнуть, и я начала записывать, что я там вижу. Это было очень трудно. Усилие, которое нужно было проделать, чтобы переписать картину на бумагу, мне казалось колоссальным, и я чувствовала себя не в силах это сделать, что меня тревожило. Я делала кое-какие заметки, но это были все отрывки и ошметки, как мне казалось. Когда я была в пути и не могла писать, у меня все с большой силой крутилось и мелькало в голове. Хотя это и было немного тревожно (потеря контроля над мыслями), я чувствовала себя необычно светло и просторно. Можно закончить на одном из важнейших, как мне кажется, элементов работы КД и тем самым вернуться к началу этой второй секции. Можно сказать, что чем больше зритель-участник знает о КД и их работе, тем интенсивнее является само переживание, тем больше по объему внутренная визуальная картина и тем приятнее испытывается отдых от постоянного думания – пустота значений.

Москва, 7 октября 2015 г.

 

(В этом рассказе я обошлась почти без интерпретации, потому-что в связи с объемом пустоты, которую я испытала, понадобится несколько месяцев, а может и намного больше, чтобы проработать все важные "познания", которые мне открылись через акцию, а сам рассказ я не хотела задерживать.

Лондон, 9 октября 2015 г.)

1204  (141).  SUMMA


Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Pavel Pivovarov Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД