Туда
Поступило предложение стать зрителем акции Коллективных действий "Ларьки" в Тайном Выставочном Зале. Приняла. Встретились, сели в машину, поехали. В пути обсуждали трансформации, произошедшие за последние 40 лет в вопросе места художника перед лицом общества.
Там
За время, прошедшее с первых акций, территория вокруг ТВЗ обросла значительной инфраструктурой, появилось огромное количество частных домиков и даже неподалеку отстроили ряд многоэтажек. Тем не менее, сам угол леса, на котором в 70-х состоялись одни из первых акций, до сих пор условно дик. По тропинке зашли в лес. Углубились. Коллективно развесили на деревьях фотографии палаток из московских подземных переходов. Основанием самой работы стало специфическое пространство, пространство засохшего леса, слегка жутковатое, хотя вполне знакомое большинству приехавших зрителей. Здесь одно место было привезено к другому. Подземные ларьки - в лес. После в интернете было выложено видео, снятое Монастырским, пятиминутное медитативное кинополотно - проход по длиннющим торговым рядам одного из московских рынков. Мне это напомнило фильм Шэрон Локхарт "Lunch break". Монастырский представил расшатанную версию - антитезу. Созерцаем фрагменты современного капитализма. У Монастырского он бормочет, а у Локхарт давит, давит своей бесконечностью.
Подземные ларьки в лесу мне понравились. Странно, ненарочито странно. Это хорошо. Следуя по дебрям этой лесной экспозиции, меня вновь и вновь настигали мысли о месте. А именно, как и почему мы все здесь оказались? Дань традиции? Эскапизм? Дружба? Специфический досуг? Совершенно точно было бы сказать, что этот повод не тот же самый, что толкает нас на вернисажи в четверг вечером или типа того. При этом очевидно, что мой повод, повод авторов, повод других зрителей - различны. Однако было в этом что-то общее, согласно чему все собрались, приехали, повесили картины, походили - посмотрели, задокументировали, сняли картины и уехали. Когда-то фотограф акции - это был специальный человек. А сейчас снимали все, кто на фотоаппараты, кто на видеокамеры, кто-то на видео при помощи фотоаппарата, даже собаке была дана камера. Документация тут же оказалась в сети. Расстояние между акцией и "проявкой пленки" минимально. Мы не успеваем забыть это событие, но зато имеем возможность смонтировать его так, как нам угодно, каждый по-своему в свой частный архив. Для каждого это событие становится уникальным. Но все же что-то общее по-прежнему проступает. Но общее место для этого общего, видимо, в том, что каждый определяет его для себя сам.
Обратно
На обратном пути обсуждали, как возможно сегодня говорить о противопоставлении официального и неофициального искусства. Где то место, которое ты можешь занять, чтобы быть на другой стороне баррикад актуальной арт машинерии?