БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

ЗОЛОТОЙ ВОСКРЕСНИК

ЗОЛОТОЙ ВОСКРЕСНИК

ТОТАРТ-акция

1985 Июнь

Длительность: Несколько часов

Место: Территория вокруг дома №130, Каширское шоссе. Москва

Материал: бронзовая масляная краска, кисти, плакат, скамейки, заборчики, урны.

Завершающая работа из серии “Комендантские работы” и “Золотая серии” (“Золотая лестница”, “16 позиций самоотождествления”, “Почтарт” и др.). Был объявлен “Золотой воскресник” по дому №130. Подпись под объявлением: ТОТАРТ. Во время Воскресника, на который пришли друзья художников и жители дома, заборы, скамейки и урны вокруг дома были выкрашены в золотой цвет.

Работа проводилась в реальной среде и в социальных условиях этой среды. Золотой цвет несет особые семантические нагрузки в русской культуре. Это сакральный цвет фона икон и церквей, нематериальный по теологическому определению, это цвет государственных регалий, это знак денег (и дерьма), и, наконец, это кладбищенский цвет. Использованный в данной акции, он резко смещает всю устойчивую конструкцию социально привычного и маркирует событие именно как артефакт, причем артефакт авангардный по своей стратегии, поскольку как таковой он оказывается активным вторжением искусства в жизнь и жизни в искусство и ставит целый ряд вопросов относительно природы искусства, его связи с жизнью, его места и функционирования в обществе и, главное, о границах искусства и его эстетических категориях. В то же время здесь явно ощутима постмодернистская тактика, проявляющаяся в самой ироничности подходов и использовании материала. Что касается вопроса о границах искусства, существенного для Проекта “Исследования существа искусства применительно к Жизни и Искусству”, то здесь он был поставлен и разрешен: вскоре после Воскресника (а также интервью телевизионной компании NBC) А. Жигалов был арестован милицией (причем в Иностранной Библиотеке, где он делал рефераты по эстетике постмодернизма для Библиотеки им. Ленина) и помещен на месяц в психиатрическую лечебницу. Жизнь как обычно победила искусство. “Пределы” были определены четко и быстро. Художник получил высшую оценку, на какую способно Государство (тоталитарное). “Участок (полицейский) - место встречи меня и Государства”, - писал Велимир Хлебников еще в сравнительно вольные пореволюционные годы, бродяжа по еще сравнительно вольной Природе. Полвека спустя Государство, само ставшее Природой, не оставляет ни одного участка, ни малейшего зазора, где с ним можно было бы разминуться. Оно стало Искусством с большой буквы.

ЗОЛОТОЙ ВОСКРЕСНИК

СЛАЙД-ШОУ (55 ФОТО)

Акции, перформансы, инсталляции

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ