Получилось так, что "Ворот" распался для меня на две различные акции, первую устроил я себе сам, а вторая являлась собственно работой "КД". С Савеловского вокзала все уехали в Лобню без меня, и я подумал, либо кто-то пришел и сказал, что вещь отменяется, и все быстро разошлись, либо я просто опоздал. Решил все же поехать в Лобню. Когда добрался до поля, то увидел, что там действительно никого нет, но я пошел все же по краю поля, надеясь отыскать если не зрителей, то хотя бы организаторов. Пройдя несколько шагов, увидел привязанную к дереву леску, уходящую в поле, подумал, что это остатки (только остатки!) разобранного оборудования перформанса, и пошел вдоль этой лески через поле. Тут же повалил такой густой снег, что, если не леска, я бы просто заблудился. А так я шел зигзагами по полю, держась за леску и понимая, что интереснее моего настоящего положения в этот день быть уже все равно ничего не может. Через некоторое время, когда я поднял голову, то увидел метрах в пятидесяти от себя всю группу и Н. Паниткова, крутящего ворот. Как сказал по этому поводу позже Н. Алексеев: "Среди прочего с поля вытянули и Юру Лейдермана", хотя не знаю, как все остальные оценили мое появление. На этом личная акция для меня закончилась и я стал наблюдать за действием вместе со всеми.
Вещь мне понравилась в первую очередь из-за удавшейся чисто визуальной стороны дела, было очень красиво- густой снег над полем и расходящиеся веером лески, с поскрипыванием выползающие из снега. Интересно сравнить эту вещь с ранней работой "КД" "Время действия", внешне они схожи. Но, если "Время действия" развертывалась, как и следует из названия, во временном, можно сказать, пустотном, умозрительном континууме, то "Ворот" сугубо графическая вещь, акция, распластанная на плоскости, подобно плану. На это указывают и гексаграммы И ЦЗИНа в партитуре. Мне кажется, что и другие работы, где чувствуется в большой степени авторство Н. Паниткова, носят такой подчеркнутый плоскостной характер - "А. Монастырскому", "Изображение ромба", из более поздних- "Выстрел" и особенно "Глядя на водопад".
На моей памяти только в "Выстреле" была предпринята попытка выйти, выстрелить из плоскости и, пожалуй, не очень удачная.
Поскольку действие развертывается на реально воспринимаемой плоскости, а не внутри наших голов (мы скорее просто видим, чем размышляем над тем, что видим) решающее значение для успеха имеет четкая, объективная, рациональная связь между концептом, прообразом действия и его визуальной реализацией (между структурой и дискурсом).В "Глядя на водопад" или в том же "Вороте" действие с классической ясностью разворачивается в соответствии со своей идеей до момента разрыва, остановки, который освещает, проясняет для зрителей полную тождественность перемещений на поле прообразу вещи- полученной графической схеме. В осознании этой тождественности вещи самой себе и заключается главный момент интеллектуального удовольствия и удовлетворения для зрителей. До этого момента вещь для них развертывается в двух планах: идея автора, неясная им до поры изюминка события, и зрительно наблюдаемое действие. В обозначенный момент эти планы восприятия сливаются воедино. Следует только сказать, что в "Вороте" момент разрыва визуальной ткани произведения (разрыв лесок) был диспергирован во времени, но это не меняет общий характер действия. Если выдержано соответствующее равновесие между объемом времени "непонимания" и моментом "понимания", зрители получают удовольствие от гармоничной выдержанности происшедшего. Сложность достижения этого равновесия, видимо, в том, что исполнитель находится в другом, нежели зрители, эмоциональном пространстве. Для него на первом плане стоит субъективное ощущение личной творческой задействованности в происходящем, как у Дж.Поллока в его "живописи действия".
"Как перформанс, так сразу какие-то веревки. И когда уже надоест авангардистам с этими веревками таскаться?!" - говорил один мой приятель в Одессе. Данная работа свидетельствует о том, что как раз внешняя новизна не является принципиально необходимой, и не оригинальность события сообщает ему культурную значимость. Успех работы, а это, для уже давно сложившегося организма "КД", в конечном итоге удовольствие, получаемое зрителями и участниками (у каждого свое),определяется простой "интересностью" вещи и четким, с минимальными затратами, воплощением этой "интересности" перед зрителями. И, пожалуй, способность "КД" делать интересные работы, по-прежнему "держась за веревки", свидетельствует об их нормальном функционировании.
ноябрь 1985 г.