БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

 

 


А. Монастырский

Комментарий к объектам начала 80-х годов

 

Объекты “Моталка”, “Дуть сюда”, “Кепка”, “Линия”, продолжающие серию “Элементарной поэзии”, являются не столько предметами, сами по себе имеющими эстетическую ценность, а скорее знаками, указывающими на языковое пространство, в котором подобные работы могут существовать как достаточные для организации художественного (поэтического) события.

Функция этих работ прежде всего состоит в раздвижении границ текста, границ художественного пространства в ту сторону, где мир, понятый как картина, смыкается с миром, данным нам как реальность. Непосредственно к сфере искусства как такового они принадлежат только одной своей половиной, причем - как это ни парадоксально - именно той своей частью, которую невозможно до конца проанализировать, осознать, которая положительно непонятна для зрителя. Если зритель находит в них зацепку для размышления, для переживания, если в них есть какая-то неопределенная новость, тогда они работают, если же этого нет и они целиком поглощены, академизированы предшествующим им художественным пространством, то ценность их невелика. Если при обращении с ними возникает вопрос “Что это такое? Я не совсем понимаю в чем тут дело” - или лучше всего: “наконец-то я не понимаю, что это такое” - тогда хорошо, тогда они срабатывают как надо.

Можно говорить о метафактуре этого положительного “непонимания” как о стиле художника (поэта). В представленных объектах предпочитается мягкая, не раздражающая фактура этого положительного “непонимания”, не эпатирующая зрителя.

“Моталка” организует чистое время перемотки как предмет содержания акции “Моталка”. “Дуть сюда” - падение предмета, “Кепка” эстетизирует “поднимание”, “Линия” - момент “прочерчивания”, нанесения знака на поверхность.

“Падение”, “Перемотка”, “Поднимание”, “Прочерчивание”, как становится очевидным при контакте с объектами, их организующими, закоординированы в определенном мини-хронотопном (по отношению к метафактуре) пространстве, которое является средой, фоном, формой, рамой или даже можно сказать - путем к конкретности данного явления (“падение” и т.д.).

Здесь это чисто поэтические события, но как бы разметафоризованные “с другого конца”. Так, можно написать стихотворение о “падении” или о “времени”, насытив из экзистенцией, ламентациями, ностальгией и т.п., но можно - как в данном случае - организовать с помощью инструктированных объектов-акций и концептуальной традиции эстетики “фонов” само “падение” (“Дуть сюда”) и само “время” (“Моталка”).

1983 г.

 

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

КАРТЫ КД | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ КД | QR-ART | БУХГАЛТЕРИЯ КД

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrski Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

А. Монастырский. ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ | АКЦИИ И ВИДЕО-ART | АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ | ИНСТАЛЛЯЦИИ | КНИГИ | КАНАЛ PODJACHEV

фонограммы акций КД | Обсуждения