БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

 

ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

ПОДПОЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ

Live-performance в проекте «7 ДНЕЙ» («ЗООПАРК ХУДОЖНИКОВ»)

галерея "Соль" (на Солянке) с 18 сентября по 24 сентября с 18.00 до 22.00  

Концепция работы:  

черный пол «засеян» различными наборами белых букв; пространство разделено железными прутьями на две половины, за решеткой (структура решетки – базовая для работы) двое художников (мужчина и женщина, что важно), представленные как действующие тела на обозрение зрителей, неизбежно участвующих в динамическом процессе – материальном, реальном (созерцание работающих узников клетки-типографии, чтение и перебирание листовок, раскладывание букв, чтение текстов и образов с экранов) и нематериальном, виртуальном (через вовлечение в процесс создания коллективного тела-текста в мультичате). Инициаторы этого процесса – гуманоиды в клетке Зоопарка, сокамерники и работники Типографии, художники Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, с конца 1970-х осуществляющие ТОТАРТ-проект "Исследование Существа Искусства Применительно к Жизни и Искусству" - создают, а точнее, инициируют (в обратной последовательности) нематериальный продукт общения через интернет  и затем материальный, печатая листовки и проецируя тексты и видеообразы участников мультичата на экраны плазменных панелей. В процессе перформанса в течение семи дней Клетка наполняется коллективным высказыванием десятков участников. Сетевое пространство ощутимо присутствует в ограниченном решеткой пространстве камеры или клетки, преодолевая насильственное ограничение. И вообще,  что такое решетка, какие ассоциации возникают, когда мы ее видим? Значение самого слова, так и не удается уловить, сформулировать, словно "прутья разделяющей нас решетки", перефразируя образную речь Пауля Целана, отделяют нас, затерянных в лабиринтах "решетки языка" от тех, с кем мы хотим и - более того - ДОЛЖНЫ говорить об этом.
Во многих культурных традициях решетка, сетка, была, скорее, знаком неба, чем земли. Ее, не менее мистический современный двойник, WWW, всемирная паутина, созданная человечеством всемирная телекоммуникационная сеть, представляет собой своего рода модель, некое подобие жизни, и, более того, человеческого тела, многих тел (сколь бы кощунственной такая мысль ни казалась). Эта невидимая, но неоспоримо существующая сеть, в определенном смысле, является произведением искусства, так как в ее существовании соединяется природное и культурное. И мы (в данном проекте как художники-перформеры), хотим участвовать в ее жизни и способствовать ее развитию, делегировав свои тела, как некого номадического "кентавра", который выступает то как символ, то как миф. Основная тема нашего live-перформанса - СВОБОДА и вся амбивалентность и противоречия мифологий, с этой темой связанных.
Наш live-перформанс заключается в том, что мы on-line в чатах общаемся с нашими коллегами из России и других стран и предлагаем им обменяться мнениями по поводу того, как современный художник понимает СВОБОДУ. Мы будем представлять наших друзей, коллег и знакомых; возможно, кто-то захочет показать видеозапись или документ, связанный с его личным опытом СВОБОДЫ (или несвободы); это может быть и произведение искусства, и запись уличной сцены или live-performance и проч. Этот мультичат будет воспроизводиться на одной из плазменных панелей; на второй панели будет non-stop демонстрироваться визуальный материал участников общения в мультичате. Высказывания участников печатаются на принтере и вывешиваются на решетке клетки (и выкладываются на полу перед решеткой)  в виде БЕЛЫХ листовок. "Опорные листовки" КРАСНОГО ЦВЕТА (с  высказываниями о свободе известных людей - художников, литераторов, полит.деятелей, с пословицами и поговорками и проч.)  распечатаны на принтере заранее. Они нужны для того, чтобы вступить в диалог с виртуальными и реальными зрителями-участниками. Из них выклеиваются на решетке перекрещивающиеся диагонали, «отменяющие» решетку и, одновременно, указывающие на ограниченность «теории» и о необходимости ее связи с «практикой». В течение 7 дней единственным видимым "искусством" в «Подпольной типографии» будет работа по заклеиванию отделяющей нас от внешнего мира и зрителей решетки КРАСНЫМИ и БЕЛЫМИ листовками,  так что в конце седьмого дня мы оказываемся невидимыми - то есть растворяемся в "коллективном бессознательном" этого live-performance, созданного усилием многих людей, интеллектуальная и психическая энергия которых (вместе с активностью зрителей) заполняла пространство перформанса и создавала  энергетическое поле напряжения. Собственно, это и является «сокровенной сущностью» данной работы: сделать явным скрытый потенциал солидарного множества, объединенного общими задачами (пусть на время и по какому-то конкретному поводу) и реализуемый в Сети. И тогда метафора Клетки (зоопарка ли, тюрьмы или человеческой разобщенности) получает новые прочтения. А перформанс как одна из форм Искусства (и Жизни) обретает новые возможности и новые измерения. Взаимодействие трех пространств – реального, виртуального, экранного, образующих новый тип коллективного присутствия «здесь и сейчас».



Оборудование:
Три плазменных панели с DVD плеерами на  металлических "ногах",
один принтер, 2 (или 3) компьютера или ноутбука, красная и белая бумага для принтера. 2 пары ножниц, ножи, клейкая двусторонняя лента.