«ТВОРЧЕСТВО ИРИНЫ НАХОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО МОСКОВСКОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА»
Дипломная работа студентки РГГУ Шмагиной О. И.
Научный руководитель: Ст. преподаватель М.Г. Назарова
МОСКВА 2011
Имя Ирины Наховой тесно связано с московским концептуализмом. С юных лет она общалась с художниками-концептуалистами, что, несомненно, повлияло на ее собственное творчество. Но, необходимо отметить также индивидуальные особенности, присущие ее работам. Как и в случае со многими другими современными художниками, ее творчество не вписывается полностью в установленные рамки, такие как определенное направление в искусстве, или приверженность к определенному жанру или технике. Скорее, художественная деятельность сосредотачивается на границах этих направлений или видов, стремясь к расширению самого понимания искусства.
Концептуализм стал одним из самых ярких примеров того, что понятие искусства можно осмыслить по-новому. Его основные идеи, отблески которых возникали еще задолго до его появления – в творчестве Марселя Дюшана и дадаистов, стали наиболее революционными в искусстве второй половины ХХ века.
Вопрос о границах искусства, также как и вопрос о самой его природе – стал важнейшим в работах концептуалистов, и для его решения художники прибегали к методам и идеям философских и лингвистических наук актуальных для того времени, таким как структурализм и аналитическая философия. Основным пафосом своей деятельности концептуалисты объявили взаимоотношение предмета и языка его описывающего, рассматривая эти взаимоотношения как своего рода драму.
Но, несмотря на стремление использовать логические конструкции, отсылающие к научным исследованиям, в конечном итоге, концептуализм часто выходит за границы рационального. Абсурд, бессмыслица – способы привлечения внимания к пограничным пространствам восприятия, области бессознательного. Интерпретация произведения искусства зрителем становится частью самого произведения. Художник лишь совершает жест, указывает на возможность существования искусства. Искусство концептуализма – это искусство идеи.
Идеи, манифестирующиеся художниками, могут быть совершенно разными. Именно здесь можно выявить региональные особенности такого интернационального проявления искусства, как концептуализм. В отечественном варианте – московском концептуализме идеи часто были связаны с анализом идеологического пространства советского коммунального быта (творчество И. Кабакова) или образов пропаганды (Соц-арт). Иное направление в концептуализме представляет творчество группы «Коллективные действия», идеи которой в основном сосредоточены вокруг деконструкции и анализа самого искусства, а также вопросов его восприятия.
В своем творчестве Ирина Нахова разрабатывает несколько идей, которые на протяжении многих лет обретают различные формы. Их трудно связать с какой-то региональной особенностью, все они универсальны и интернациональны. По словам Наховой, ее интересуют вопросы, которые ставит перед ней жизнь, а творчество – это способ разобраться в них. Переезд в США внес в список этих вопросов новые, например, у Наховой появились работы, затрагивающие гендерный вопрос. Но, по утверждению художницы, это связано лишь с тем, что в СССР просто она не сталкивалась с какими-либо проявлениями дискриминации по половому признаку, а в культурной жизни Америки этот вопрос является важным и вызывающим постоянные дискуссии.
Наиболее важной и интересной концепцией в творчестве художницы является идея пространства, как физического, свойства восприятия которого изучают многие художники, так и понимаемого в более широком смысле, например, образного, художественного, семантического и т.п. Большое внимание в своем творчестве Нахова уделяет анализу пространства психологического, например, вопросу личностного пространства человека.
Хотя интерес к понятию пространства проявился у художницы еще на раннем этапе ее творчества, это заметно еще в работах конца 1970-х годов, когда ее творческие поиски были связаны с изучением искусства раннего Возрождения, особо надо отметить проект Наховой «Комнаты», в ходе которого она создала пять уникальных объектов, которые можно назвать инсталляциями или инвайронментами, а сама художница воспринимала их как «картины». Опыты с восприятием пространства были перенесены с плоскости холста в трехмерное пространство собственной квартиры художницы. Этот вынужденный выбор места для создания и экспозиции художественного объекта наполнил работу дополнительными смыслами и породил целый «жанр» в московском концептуальном искусстве, посвященный концепции комнаты, как личного пространства, а также, по словам И. Кабакова натолкнули его на мысль о «тотальных инсталляциях».
Первая «комната» Наховой была создана, как некое идеальное пространство, куда можно было скрыться от гнетущей обстановки брежневского застоя. Впоследствии, создавая другие «комнаты» художница сосредотачивала свое внимание именно на работе с пространством, создавая иллюзорные проломы в стенах, или не давая взгляду зрителя сосредоточиться на каком-то одном красочном слое, подобно тому, как это происходит, когда кто-то пытается разглядеть стереограмму. Зрительские комментарии, записанные И. Бакштейном и вошедшие в Сборники МАНИ, сохранили для нас описания тех ощущений, которые зрители испытывали, попадая внутрь комнат. Воздействие этих искусственных пространств на зрителя, попадавшего внутрь, было очень сильным. Комната – это полностью отгороженный от остального мира объект, поэтому зрители, находящиеся внутри него были полностью погружены в созерцание, в этом и заключается то, что позднее И. Кабаков назвал «тотальными инсталляциями», а И. Бакштейн – «интенсивным художественным пространством».
После первого московского аукциона Сотбис, прошедшего в 1988 году, Ирина Нахова приняла участие в нескольких зарубежных выставках, а также были организованы ее персональные выставки за рубежом, для которых были созданы ее первые инсталляции, предназначенные уже не для близкого круга друзей, а для экспонирования в галерейном пространстве. В своих первых инсталляциях «Частичный Триумф I » и «Частичный Триумф II», Нахова продолжила тему соотношения пространства, изображенного на холсте с трехмерными объектами. Если в «комнатах» был совершен вход в картину, то в этих работах, изображение, наоборот, вырывалось за пределы холста и обретало материальные формы.
В своих работах Нахова часто будет совмещать живопись и объекты. Это касается не только инсталляций, в которых присутствуют картины, создавая или определенную игру пространства, или дополняя объекты особыми смыслами, но также и живописи, внедренный в сам объект. В инсталляциях «Camping» и «Друзья и Знакомые» она использует поверхность раскладушек и старых пальто для своих живописных работ.
Переезд в США обогатил творчество художницы новыми приемами. Очень интересной, и в случае с русскими художниками, практически уникальной особенностью является частое использование инженерных средств. Датчики движения, которые регистрируют приближение зрителя, запускают действия скрытых механизмов, которые видоизменяют объекты, или включают аудиозаписи, именно в тот момент, когда это задумано.
Несмотря на желание использовать новейшие технологии, Ирина Нахова никогда не оставляла занятий живописью. И в своих картинах она тоже продолжает игру с пространством.
Художница прибегает к необычной технике «двухслойной» живописи, накладывая одно изображение поверх другого так, что первое проглядывает через «трафарет» второго. И добивается не столько декоративного эффекта, сколько игры с пространством смыслов, ведь используемые изображения могут быть настолько несовместимыми, что это вызывает чувство растерянности у зрителя. Так, в своих работах Нахова развивает типичные приемы концептуализма, придавая им необычайно зрелищную форму.
Именно эта неоднозначность, многослойность, сочетание концептуальных идей с яркой необычной формой делает работы Ирины Наховой интересным и для зрителей и историков искусства.