|
|
|
|
|
|
|
|
|
2000
Четыре живописи, масло и акрил на холстах
(183 х 117 см каждая), звук (специальная благодарность
Кармен Кордас и Мануэлю Валли), электроника,
12 надувных фигур из парашютного шелка, вентиляторы
(от 60 до 100 см длиной),
папье-маше (130 х 130 х 150 см)
Эта инсталляция – пример совмещения утилизированной истории и театрализованной культуры мыльных опер. Разговаривающие картины на стене представляют собой традиционную сцену Снятия с Креста, а скульптурная часть овеществляет другую классическую сцену – Благовещение. На самом деле – это начало и конец одной истории. Непорочное зачатие (где женщина – это просто оболочка для игры высших сил или идей) приведет к тому, что женщину же и осудят за все будущие несчастья. Так картины взывают: «Мать, почему ты меня оставила?», вторя: «Эли, Эли, лама сабахтани!» (Отец, Отец, зачем ты меня покинул?). Скульптурная часть – это дюжина красных ангелов, которые при приближении зрителя «летят» в сторону женской фигуры, скрытой от взоров шелковой тканью. Зритель может идентифицировать фигуру только вблизи, когда за скульптурой вспыхнет свет, образуя нимб, и «дыхание» фена прижмет шелк к поверхности. И ангелы, и женская фигура напоминают персонажей с правой части «Мелунского диптиха» Жана Фуке 1451 года «Дева Мария с Младенцем»... Свобода передвижения в истории, сюжетах, в материальной и духовной культуре и свобода манипуляций составляют здесь для меня предмет игры, а значит, и азарта. Зрителю, в свою очередь, представляется свобода интерпретации, знания или незнания. Свобода видеть то, что есть и то, чего нет. Это как ловля рыбы в мутной воде: где мутная вода – это наше затуманенное информацией сознание, рыба – это то, что мы сможем из него выудить, а инсталляция – это орудие вылавливания, крючок.
Ирина Нахова, 2000