БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

ТОТАРТ

Художники Н. Абалакова и А. Жигалов с конца 70-х г.г. разрабатывают “Проект Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству”. Проект следует понимать как некое протяженное во времени художественное событие или состояние, смыкающееся с русским авангардом 20-х г.г. и устремленное в будущее. ТОТАРТ - это тотальное присутствие в тотальной ситуации. Проект - это художественный творческий процесс, в котором искусство познает самое себя. Задача Проекта - восполнить разрыв между русским авангардом и искусством наших дней, разработав в конкретных условиях советской действительности и на материале этой действительности современный язык, адекватно функционирующий в отечественном и мировом контексте. Круг проблем, охватываемых Проектом: границы и определение искусства (методом художественных провокаций), слияние искусства и жизни и вторжение жизни в искусство

(запрограммированные и случайные ситуации), отношения художник - зритель и т.п. ; искусство как средство коммуникации (художественное событие как импульс к общению и принятию решений), художественная работа как открыто-закрытая система (автономная саморегулирующаяся система, не разрушающаяся от внезапных вторжений), искусство в социуме, ангажированность, “заказ” и “антизаказ”, искусство как “эрогенная зона” социального тела, искусство в условиях свободы и несвободы и пр.)

Методы реализации Проекта самые разнообразные. Это ТОТАРТ. Исполнители Проекта пользуются языком живописи и графики, разрабатывают конкретные “Проекты”, в практике Тотарта особое место занимают перформансы, акции, “ситуации”, “случайный театр”, объекты, инсталляции, кино, видео, музыка и пр. Одним из основных “материалов”, однако, являются сами художники: они субъекты и объекты художественного творчества: субъектами и объектами художественного делания служат их тела: они мужчина и женщина - два полюса, создающие поле напряжения, в котором зрители самоопределяются по отношению к процессу создания ”произведения искусства”, претерпевая в этом поле переоценку ценностей и переживая “реальность“ своего присутствия в данном месте в данный момент. В то же время зрители создают коллективный полюс в системе зритель - художник (андрогин). В последних персональных живописных произведениях и совместных работах художники вступают в диалог - спор с русским конструктивизмом, развивая и выстраивая новый тип активного искусства (ТОТАРТ).

Тексты о ТОТАРТе | Литературные тексты | ТОТАРТ о ТОТАРТЕ о современном искусстве | Беседы и интервью

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ