БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

Ры Никонова (Анна Александровна Таршис, 1942 — 2014)

Творческая (авто)биография

1942 - родилась в Ейске, Краснодарский край

1956 - начала занятия литературой и после 1962 живописью

1961 - окончила Государственное Музыкальное Училище в Свердловске по классу фортепиано у Исаака Зетеля (ученика Генриха Нейгауза)

1965 - организовала авангардистскую группировку поэтов и художников экспериментаторов "Уктусская школа" /1965-1974/ и рукописный журнал "Номер" (35 выпусков), в котором значительное внимание уделялось экспериментальной и визуальной поэзии, училась в Государственном Институте Театра, Музыки и Кинематографии (до 1967, исключена за собственный стиль в искусстве), писала экспериментальные стихотворения и поэмы, романы и пьесы (однострочные стихотворения, однословные стихотворения, топографические стихотворения, заумная проза, цифровые рассказы и пр.)

1971 - создала свои первые визуальные стихотворения, а также "ready-made poems" в одноэкземплярной книге "Шваль"

1973 - первые вакуумные поэмы, первые стихотворения-таблицы

1976 - бук-арт (проекты книг-половин, спиральных книг, книг-веников и др.)

1978 - первые векторные поэмы (в 1992 году Сергей Сигей в собственном лимитированном издательстве выпустил книгу совместных векторных поэм Ры Никоновой и французской визуальной поэтессы Ильз Гарнье, страницы из которой воспроизводились в зарубежной и русской периодике)

1979 - основала авангардистский журнал "Транспонанс", в значительной степени посвященный экспериментальной и визуальной поэзии (36 номеров до 1986, в журнале участвовали своими произведениями Игорь Бахтерев, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Генрих Сапгир, Владислав Лен, Лев Кропивницкий, Юрий Лейдерман, Константин Звездочетов, Илья Кабаков, Борис Констриктор и многие другие поэты и художники тогдашнего андеграунда, с номера 28 журнал выходил в форме "ры-структур", отдельные номера журнала благодаря его особому дизайну многократно экспонировались на интернациональных выставках бук-арта в Бельгии, Англии, Франции Германии; значительная часть выпусков журнала находится в "Рут энд Марвин Сакнер Архайв оф Вижуал энд Конкрит Поэтри", США)

1982 - жестикуляционные поэмы (идеи и партитуры, первые перформансы подобных поэм перед публикой - в 1984 году в Ленинграде в "Клубе-81"; после 1990 - на фестивалях авангарда в России (Смоленск, Тамбов, Киев), на многих выступлениях в клубах и салонах Москвы; в 1994 - на фестивале интернациональной звуковой поэзии в Берлине и на фестивале "Полифоникс-26" в Будапеште)

1983 - визуальные поэмы на пластинках (диск-поэмы), Манифест Вандализма как поэтического стиля. Манифест Кулинарта как съедобной поэзии см. об этом в книге Риммы и Валерия Герловиных "Русское самиздатское искусство", Нью-Йорк, 1986

1984 - серия перформансов (совместно с Б. Констриктором и Сергеем Сигеем) на ленинградской андеграундной сцене, акционная поэзия (поэмы на частях тела слушателей, чтения с разноцветными рупорами, чтения с симультанными рисуночными иллюстрациями)

1986 - активное представительство на интернациональной сцене network'а, начиная с этого года - участие на протяжении 10 лет во всех значительных выставках мэйл-арта по всему миру

1987 - первое участие в интернациональной выставке визуальной поэзии в Мехико (другие выставки и публикации в каталогах: Поэзия: новые начертания, новые идеи, Амадора, Португалия, 1988, Первая Интернациональная выставка визуальной поэзии в Сан-Пауло, Бразилия, 1988; Трансфутур: визуальная поэзия из Бразилии, Советского Союза и германоязычных стран, Кассель-Берлин, 1990-1992; Визуальная Поэзия, Музей города Гота, Германия, 1990; Третья интернациональная выставка Визуальной Поэзии, Мельбурн, Австралия, 1993; Поэма Мира/Всемирная Поэма, выставка визуальной поэзии, Фигереда да Фоз, Португалия, 1993; Визуальная Поэзия, Берлин, Германия, 1993; Пегас: интернациональная визуальная поэзия, Ганновер, 1993, Интернациональная Визуальная Поэзия, Сэн-Килбда, Австралия, 1995, Корреспонденты и корреспондентки: Экспериментальная литература, Берлин, Германия; 1995, и мн. др.; первые книжные издания заграницей: Панв; визуальные стихотворения Ры Никоновой и Сергея Сигея, Западный Берлин; Издательство Петера Хукауфа, 1987, другие книги, изданные заграницей: Жестовые стихотворения, Берлин: Издательство Хартмута Андрючука, 1992; Архитекстуры, Берлин5: Издательство Хартмута Андрючука, 1994, Фонетические волны, Ориллия, Канада, 1991, Из Тонежарля: рисунки и визуальные поэмы, Ляфарж, США, 1993} а также ряд книг совместно с Сергеем Сигеем, наиболее важная из них: Ильяздик Заумэйл: 28 почтовых поэм, Виареджио, Италия: Издательство под нож, 1995

1989 - первое издание прозы по-русски: Процесс над шотландцем, Тренто, Италия: Издательство "Серж Сигей в Италии", 1989 /другие публикации стихотворений, поэм и прозы включают: Па де катет, плюгм: штука прозы, в Черновик, 1989, № 1, Субъекта: пьеса, в Черновик, 1992, № 6, О границах, в Черновик, 1990, № 4, Пыль: поэма перечислений, в Черновик, 1991, № 5, Демонс; вступление к поэме. Кредо, 1993, № 1-2, Эс Ка Эс: свободно конвертируемые стихи, в Гуманитарный Фонд, 1992, № 42; Обелиски, в Волга, 1995, № 7, Стихотворения разных лет, в URBI, 1996, № 8)

1991 - основание интернационального лимитированного (50 экземпляров, 6 выпусков к сегодняшнему дню) ассамбляжного журнала "Дубль", посвященного визуальной и вакуумной поэзии

Ры Никонова, 1996

1992 - выступление на фестивале "Новая территория" в Киеве.

1998 - Лауреат Премии Андрея Белого (совместно с С.Сигеем) за 1998 г. в номинации «За особые заслуги». С 1998 проживает в Германии (г. Киль).

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ