БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

 

 

Н. Панитков

О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций “КД

При поверхностном рассмотрении документации акций (впрочем, как и в момент живого участия зрителей в действии) на первый план выступает пластическая сторона события, которая постоянно меняется в зависимости от эстетического климата. Например, особая (или обычная) одежда устроителей, различные символы, знаки, звуки, инструкции, указания, голоса, надписи, шрифты, погода, ландшафт и т.д. Кроме того, в этот же меняющийся пластический план действия включается и состав группы зрителей и участников - кто именно и на каких акциях присутствует. Все вышеперечисленное воздействует по преимуществу на эмоциональную сторону восприятия, которую в дальнейшем мы будем рассматривать как особую зону в нашей бинарной демонстрационной модели. Вторая зона этой модели - интеллектуально-оценочная, построенная на элементах организационных и демонстрационных отношений (встреча, остановка, выход, пустое действие, окончание, обсуждение и т.п.). Обе эти зоны составляют единую пространственно-временную структуру демонстрационного поля, которое мы условно разделим временной осью координат (аналог объективно протекающего времени, не ограниченного началом и концом действия) на две половины, что важно для понимания прилагаемых в конце графиков. Правая половина - эмоциональное пространство (ЭП), левая - интеллектуально-оценочное пространство (ИОП). В результате у нас получится система координат, на которой в дальнейшем легко будет проиллюстрировать типы восприятия и оценок события.

Рассмотрим с помощью этой системы координат идеальный вариант восприятия акции:

Н. Панитков. Схема идеального варианта восприятии акции Коллективных Действий

ИОП-1 и ЭП-1 - дособытийные индивидуальные пространства восприятия.

ИОП и ЭП - событийные групповые пространства восприятия.

ИОП-2 и ЭП-2 - послесобытийные индивидуальные пространства восприятия.

Точка В-1 обозначает момент составления группы или вход в группу зрителя (чаще всего это происходит в городе, на вокзале).

Точка В-2 обозначает выход из группы.

Н - начало действия.

К - конец действия.

Учитывая интровертные и экстравертные психические типы, пунктирными линиями мы обозначили два возможных варианта входа и выхода в зоны “до” и “после” действия.

Между точками В-1 и Н протекает время, когда возникает фон восприятия, зависящий от типа сознания зрителя: у одних он может быть по преимуществу эмоциональным (событийным, “исключительным”), у других - интеллектуально-оценочным (то есть обыденным, когда все воспринимается в режиме субъективного отстранения).

Независимо от того, в каком фоновом пространстве (ИОП или ЭП) находится сознание зрителя на этом временном отрезке, по указанию устроителей акции в определенный момент внимание всех членов группы сходится , концентрируется в точке Н. Из-за того, что зрители не информированы о содержании предстоящей акции, их внимание вынуждено с момента Н до момента К пребывать в зоне ЭП (повторяем, что рассматриваем идеальный вариант восприятия).

С момента К у зрителей включается механизм интерпретации, который, реконструируя событие, вновь возвращает внимание к точке Н, но уже проводя его через зону ИОП. То есть полноценное восприятие акции возможно лишь в том случае, если восприятие как бы описывает замкнутый круг в системе обозначенных координат.

Важно, что минимальность (обыденность) события - остановка, путь, пустое действие, звук, удаление, простое высказывание и т.п. (то есть то, что происходит и свойственно зоне ИОП-1) только во время акции, на отрезке Н - К, переносится в зону ЭП. Основной результат каждой акции и состоит в осознании тождества между зонами ИОП и ЭП, которые только иллюзорно, путем манипуляций с пластикой события, были временно разделены и составляли раму “пустого действия”. Ведь фундаментальное содержание действия на отрезке Н - К заключается в использовании как эстетических и событийных чисто организационных и демонстрационно-перцептивных отношений, свойственных обыденности (зоне ИОП-1).

Нужно отметить, что если у зрителей восприятие развертывается по кругу справа налево (см. график), то у организаторов - слева направо. То есть для зрителей эстетически все совершилось, когда они поняли это тождество, а для устроителей - когда осуществилась событийная реализация этого понимания.

Поскольку, кроме группы зрителей, существует еще и группа устроителей, то и внутри этой группы возможен точно такой же процесс реализации (наличие среди работ “КД” так называемых “индивидуальных” акций без зрителей).

Итак, после описанного процесса восприятия возможны два варианта выхода из события: в зону ИОП или ЭП, то есть интерпретация или продолжение эмоционального переживания, причем не важно - в положительной или отрицательной форме.

Изменяя протяженность временных отрезков “В-1 - Н”, “Н - К” и “К - В-2” можно манипулировать с различными реальными типами восприятия (или вообще убирать с демонстрационного поля точки К, Н и т.д., что дает возможность соединять одну акцию с другой).

Например, увеличив отрезок “В-2 - Н” и сократив до минимума “Н - В-2” акцент внимания переносится на начало, где еще не происходит действие. В этом случае возможен преждевременный выход в зону ИОП (например, акция “Выход”). Другой случай: при сокращении до минимума отрезков “В-1 - Н” и “К - В-2” очень сильно удлиняется отрезок “Н - К”. Так, в “Бочке” интерпретация (вышеописанный круг “справа налево”) совершается мгновенно, так как изначально дана информация о времени действия и его приблизительном содержании, а само событие (полтора часа акции “Бочка”) задерживает восприятие в зоне ЭП (в основном с отрицательной его окраской). В “Десяти появлениях”, например, был очень сильно растянут временной отрезок “К - В-2”.

При идеальном варианте восприятия (осознание и переживание тождества обыденной и эстетической зон) у зрителя может образоваться отношение к обыдености как к эстетическому (событийному). Однако ясно, что практически такая идеальная реализация невозможна.

Ниже мы приводим основные реальные схемы восприятия, возможные в демонстрационном поле акций “КД”. (...)[В данном издании эти схемы не воспроизводятся].

Описательные тексты акций Коллективных Действий, фото и видео

фонограммы акций КД | Обсуждения | Н. Алексеев, Н. Панитков, С. Ромашко. ТЕКСТЫ

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

на главную страницу сайта Сергея Летова

Контакт

Пользовательского поиска