БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

Никита Алексеев

Речь

(апрель 1980)

Никита Алексеев. Речь. ФОто 1

В лесу я окопал на тающем и посеревшем снегу площадку размером приблизительно 70 х 70 см. Затем, покрасив ее белой нитроэмалью, я встал на нее босиком и произнес текст, примерная запись которого следует:

примерное содержание сказанного:

"Прежде всего необходимо, на мой взгляд, определить местоположение той деятельности, которую не слишком верно называют "концептуализмом" или "авангардом" в социокультурном ландшафте. С первого взгляда ясно, что она является чем-то "посторонним", "неорганичным", попросту ненужным в сложившейся среде; даже те конвенциональные явления здешнего искусства, которые претендуют на название "чистого искусства" - то есть имееют слабые связи с аппаратом пропаганды и массовой культуры, функционирующим в нашем обществе - представляют собой маргинальные элементы структуры, которая может обойтись без них без опасности распада. Из-за этой периферийности "чистое искусство" и в еще большей степени "авангард" (хотя он противоположность первому и имеет очевидные внешние сходства со своим западным "сounterpart'ом" и вообще стремится к внедрению на интегральных правах в мировой процесс) превращаются в нечто в высшей степени герметическое и "раритетное". Все - довольно немногочисленные, к тому же - факты участия в мировом "авангарде" (выставки, публикации, личные контакты) являются иллюзорными, они работают в одном направлении - только сюда. С этим можно не соглашаться, но пока нет никаких возможностей реально оспаривать это. Специфические качества работ местного круга настолько разительны, что эти работы попросту не могут найти себе рабочее место в общем процессе. Перемены в этом, видимо, возможны, но они ни в коем случае не должны выражаться в попытках резко измениться; это было бы возможным только в случае поверхностных различий. Дело обстоит наоборот: налицо поверхностные сходства. Одним из основных факторов, обуславливающих особенности деятельности местных художников "авангарда" является как раз их полная социальная необусловленность, абсолютная свобода, поскольку единственное ограничение их деятельности - это полное неприятие сложившейся структурой всех их усилий. Это ограничение, разумеется, вообще нельзя считать ограничением: если, несмотря на совершенную незаинтересованность, в этой стране что-то происходит, это значит, что люди, участвующие в происходящем, полностью свободны от социального давления. Другие виды давления, более государственные, в этом смысле можно не принимать в расчет. Следствием этой ситуации является огромная личная ответственность участников местного "авангарда" при невероятно широком выборе возможностей. Невозможность вложить миллионы долларов в художественную акцию, использовать вертолеты или лазерную технику, очевидная для местных художников, не уничтожает этого выбора возможностей. Положение, на мой взгляд, уникальное, очень трудное и одновременно очень энергетически заряженное".

Никита Алексеев. Речь. ФОто 2

"Четыре акции"

Тексты

 

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московские концептуалисты. Фото Игоря Макаревича Сергей Летов Sergey Letov Тод Блудо Андрей Монастырский, Коллективные Действия Andrey Monastyrsky Николай Панитков, Коллективные Действия Nikolay Panitkov Елена Елагина, Коллективные Действия Elena Elagina Владимир Сорокин Vladimir Sorokin Сергей Бордачев Sergey Bordachev Илона Медведева Ilona Medvedeva Павел Пивоваров (Паша Пепперштейн) Ирина Пивоварова Irina Pivovarova Вадим Захаров Иван Чуйков Ivan Chuykov Золотые крылья Коллективных Действий Серебряный Шар Коллективных Действий Никита Алексеев Nikita Alexeyev Илья Кабаков Ilya Kabakov Юрий Лейдерман Yury Leiderman Владимир Мироненко Vladimir Mironenko Эрик Булатов Erik Bulatov Эдуард Гороховский Eduard Gorokhovsky Николай Козлов Nikolay Kozlov Свен Гундлах Sven Gundlah Владимир Наумец Igor Naumets

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО, ВИДЕО И ФОНОГРАММЫ АКЦИЙ, фото, видео

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТОМА ПОЕЗДОК ЗА ГОРОД

Индекс фонограмм акций КД | Обсуждения | Выставки КД